Замещающие родители: отношения, в которых можно найти любовь и принятие
Фото
Кадр из фильма «Прислуга» (2011 г.)

Умение выстраивать отношения, в которых есть эмоциональная близость, искренность и право быть уязвимым? — это до сих пор встречается редко. Мало кто имеет такой опыт и знает, как такую близость выдерживать. Реальность предлагает множество безопасных суррогатных вариантов отношений, в которых форма есть, а содержание отсутствует. 

Культ романтического накала или мотивирующей дружбы с успешными людьми подменяет потребность человека в том, чтобы быть принятым, стремление быть высоко оцененным, статусным и состоявшимся. Смысл отношений уже не в том, что готовы дать друг другу их участники, но в том, что они просто должны быть.

Однако в жизни бывает иначе, и люди встречают друг друга по-настоящему: видят, слышат и слушают. Это процесс, в котором растут оба, несмотря на разницу в возрасте, опыте и статусе. Встреча двух непохожих людей может порождать дружбу, которая способна восполнить эмоциональные дефициты.

Иногда эти люди метафорически или буквально замещают родителей: принимают, любят, поддерживают. Чем такие отношения отличаются от других и какие примеры транслирует кинематограф — рассказываем в этом материале.

Родители как зеркало

«Ты красивая, ты умная, ты ценная» — слова, которые повторяет маленькой пятилетней девочке главная героиня фильма «Прислуга» (режиссер Тейт Тейлор, 2011 г.). Она учит малышку доброму отношению к себе, принятию, рассказывает о том, как много она значит просто так, сама по себе. Родная мать девочки сама еще не повзрослела, поэтому не сильно интересуется ее жизнью. Эйбилин, темнокожая служанка, замещает Мэй Мобли мать, «отражает» малышку вместо нее.

Искренние, близкие, эмоционально наполненные отношения с родителями — это прочный фундамент для человека, образец, по которому выстраиваются связи с собой и миром. Безусловное принятие отцом или матерью формирует устойчивое чувство собственной ценности, человеческое достоинство и крепкие внутренние опоры. Для человека, воспитанного неидеальными, но любящими и поддерживающими родителями, мир по умолчанию безопасен и в нем есть место для творчества, развития, отношений с людьми. К сожалению, так бывает не всегда. 

Бывает так, что повзрослевшие дети встречаются с реальностью, видя родителя депрессивным, инфантильным, нарциссичным, зависимым, неспособным выносить близость.

Тот, у кого нарушен контакт с собой, не может дать достаточно тепла другому. Напротив, такие люди сами компенсируются за счет сыновей и дочерей: делают их своими поверенными, реализуют через них потребность в достижениях и успехе, меняются ролями и ждут безусловной любви от ребенка, преодолевают чувство бессилия с помощью авторитарного контроля и власти. Ведомые добрыми намерениями, они любят своих детей так, как умеют.

Эмоциональное сиротство

Когда мы говорим о домашнем насилии, мы часто имеем в виду физические наказание или принуждение к сексу, скандалы и крики. Но один из самых недооцененных способов психологического абьюза — пренебрежение, или неглект.

Отвергая кого-то, мы говорим ему: «я вижу тебя, но выбираю другое». Пренебрежение ранит еще сильнее: «твои потребности и чувства не имеют значения для меня, тебя нет». Существуя на одной территории с ребенком, родитель может не вести себя грубо или агрессивно, он будет равнодушен к физическим и эмоциональным потребностям сына или дочери. 

В сериале «Мост» (создатель Ганс Розенфельдт, 2011–2018 гг.) мать Анни поступает именно так. В любой непонятной ситуации она просто перестает замечать дочь: не говорит с ней, не кормит, делает вид, что ее не существует. Девушка-подросток не выдерживает давления и сбегает из дома. Формально у Анни два родителя: мать, с которой она живет, и отец, у которого уже есть новая семья. Де-факто идти ей некуда, она сирота. 

Детство с такими родителями может оставить человека в дефиците любви, принятия, близости. Но это не необратимо: в той или иной степени восполнить потребность можно иначе.

Заместить физически или эмоционально отсутствующую фигуру способен старший брат или сестра, учитель, психотерапевт или старший друг. Главное — чтобы отношения были выстроены на искреннем желании понять и принять друг друга, а не попытке самоутвердиться и скрытой конкуренции. 

Новый опыт близких отношений

Создавая схематерапию, Джеффри Янг определил психотерапевтическую позицию консультанта в отношении клиента как «ограниченное родительство». Он доращивает клиента: помогает ему выйти из режима обиженного, разъяренного ребенка, а также критикующего родителя и развить внутри себя адекватного взрослого. Сам терапевт выполняет функцию поддерживающей и понимающей фигуры, которая дает клиенту принятие и чувство безопасности.

Замещающий родитель может дать человеку новый опыт близких, уважительных отношений. В фильме «Умница Уилл Хантинг» (режиссер Гас Ван Сент, 1997 г.) главный герой всеми силами пытается избежать предательства. Все детство он противостоял отчиму-садисту, предпочитая молчаливому подчинению свободу и физическое наказание.

Став взрослым, Уилл сторонится эмоциональной близости: не перезванивает девушке после удачного свидания, испытывает ужас от того, что он недостаточно хорош и это станет причиной разрыва. Кульминацией служит сцена, когда Скайла признается ему в любви, а молодой человек не может в это поверить. Пытаясь спастись от возможной боли, он жестоко отвергает ее. 

Все меняет встреча с Шоном, терапевтом, который переживает осложненное горевание — вот уже несколько лет он не может прийти в себя после смерти любимой жены. Его опыт потери — главный страх Уилла.

Шон выдерживает сопротивление молодого человека, а затем предлагает ему открытый, честный диалог. Терапевт не пытается доминировать, общаться с клиентом с высоты профессионализма и статуса, он строит отношения двух равных, но разных людей. Принятие, понимание, поддержка и, конечно, самораскрытие позволяют Уиллу прожить опыт предательства и отвержения, решиться на риск и поехать за возлюбленной. Шон же проживает свое горе и начинает планировать жизнь дальше.

Возвращение силы и приручение гнева

В фильме «Жареные зеленые помидоры» (режиссер Джон Эвнет, 1991 г.), снятом по роману Фэнни Флэгг, мы видим пример трогательной женской дружбы: волей случая в доме престарелых Эвелин Коуч встречает Нинни Тредгуд. И тихая домохозяйка, привыкшая угождать окружающим вопреки своим интересам, учится отстаивать себя.

Нинни рассказывает подруге вдохновляющую историю Иджи, чьи смелость, независимость и следование ценностям свободы и справедливости заставляют Эвелин задуматься о собственной жизни. Интеллигентная и мягкая, она будто получает разрешение Нинни защищать себя. Легендарная сцена на парковке (см. видео ниже!) становится началом большой личной перемены, а также возможностью видеть в себе ресурс, который дают опыт, возраст и социальный статус. А еще это прекрасный пример того, как человеку удается присвоить подавленный гнев и дать ему выход.

История Нинни и Эвелин показывает, что испытать опыт настоящей близости никогда не поздно, важно быть к нему готовым. Новые смыслы, которыми наполняется жизнь в таком общении, дают возможность прикоснуться к уникальному опыту старшего друга, позаимствовать его установки и качества, научиться новому.

Обретение смысла и следование ценностям

Иногда замещающий родитель — это буквально приемный родитель, тот, кто сознательно принимает эту роль и выстраивает отношения с ребенком.

Исследования показывают, что мотивы могут быть разными: стабилизация супружеских отношений, продолжение рода, преодоление одиночества или даже компенсация потери сына или дочери. Более удовлетворяющим для обеих сторон этот опыт будет, если для человека воспитание ребенка — это наполненная смыслом деятельность, бескорыстная помощь.

В фильме «Судьба человека» (режиссер Сергей Бондарчук, 1959 г.), снятом по одноименной повести Михаила Шолохова, главный герой во время войны теряет все: дом, жену, детей, товарищей. Как продолжать жизнь, если смысл жизни пропал? Андрей Соколов познал тяготы плена, но это не сломило его характера, не отняло чувство собственного достоинства. После войны он работает шофером, иногда выпивая. 

Он мог бы продолжать жить по инерции, бесцельно и бессмысленно, но на одной из станций он встречает мальчика-сироту — Ванюшу. Мальчик лет пяти стоит перед ним в обносках, он беспризорный, люди подкармливают его чем могут.

Андрей Соколов представляется Ванюше отцом и забирает к себе. В этом искреннем желании позаботиться о мальчике и помочь ему он обретает смысл жизни. Андрей Соколов остается верен себе и своим ценностям. Они с мальчиком спасают друг друга.

Взаимное принятие и любовь

В фильме «Энн из Зеленых крыш» (режиссер Кевин Салливан, 1985 г.), экранизации знаменитого романа Люси Мод Монтгомери, появление главной героини на железнодорожной станции вызывает шок и разочарование — пожилые брат и сестра планировали взять на воспитание мальчика. Причина проста: в обозримом будущем им понадобится помощь на ферме, своими силами Марилла и Мэтью уже справляются с трудом. Все идет не по плану: непосредственная, искренняя и очень добрая Энн не может оставить их равнодушными, она остается в доме с зелеными крышами.

Для строгой Мариллы девочка — это возможность увидеть себя в ее независимом характере, принять и полюбить то, что их объединяет. Прилежная ученица и талантливая сочинительница, Энн все же еще ребенок. Она может в сердцах наговорить соседке лишнего. А чего только стоит ее непринятие своих ярких рыжих волос и неудачная попытка их перекрасить!

Для Мэтью встреча с Энн — возможность заботиться о ком-то, проявлять свои самые лучшие качества: доброту, участие, щедрость. Именно он подарит девочке первое настоящее бальное платье.

Сближение и теплые отношения, которые оба взрослых устанавливают с девочкой, в конечном итоге оказываются целительными для душевных ран всех троих.