«Я жила словно с двумя людьми, никогда не зная, кто из них откроет мне дверь»
Оксана, 34 года
Думаю, поймет меня не каждый, потому что человеку, который не сталкивался с алкоголизмом в семье, трудно уложить это в голове. Если вы видите бомжа, который лежит пьяный на скамейке, это может вызывать разные чувства, но не меняет вашу жизнь. И только если алкоголизмом страдает кто-то по-настоящему близкий, вы поймете страшное слово «пьет».
Так случилось с моим бывшим мужем. Когда мы познакомились, это был добрый, ироничный человек, полный энергии и идей, один из самых успешных в нашем городе бизнесменов. Я тогда только начинала развивать свое предприятие, а его компания предлагала складские помещения по хорошей цене. Так мы познакомились, и оба сразу почувствовали неуловимую связь. Через пару дней день он позвонил и пригласил на ужин. Я думала о нем, но, конечно, еще представить не могла, что принимаю приглашение своего будущего мужа.
Мы стали встречаться почти каждый вечер. Я заказывала себе бокал вина, он всегда с улыбкой воздерживался: «Я не пью». Сначала думала — он за рулем. Потом привыкла к тому, что к спиртному он совершенно равнодушен. О том, что мой друг — уже восемь лет как закодированный алкоголик, я, конечно, не догадывалась. Конечно, опытный глаз бы определил, что передо мной отнюдь не мужчина, который предпочитает безобидную газированную воду, но я никогда ранее не общалась ни с кем, кто страдал бы этой зависимостью. Даже закодированный алкоголик — это, как я сейчас понимаю, бомба замедленного действия, которая однажды неизбежно взорвется и разнесет жизнь и самому человеку, и его близким.
Впервые это вскрылось на отдыхе в горах. Я сделала себе коктейль с мартини и вышла ненадолго на улицу. Когда вернулась, застала его в ванной. Он был покрыт красными пятнами и, вытираясь полотенцем, бросил: «Ты что, пила сок с алкоголем?» Я кивнула, чувствуя, что происходит что-то страшное. Таким я его никогда не видела…
В те же дни он сделал мне предложение, и три следующих года я прожила в любви, понимании и поддержке. И что бы ни происходило с нами дальше, оглядываясь назад, могу искренне сказать — да, я была счастлива.
И вот однажды пришла с работы пораньше, с настроением приготовить ужин и красиво накрыть стол. Достала бутылочку шампанского и два бокала, один из которых поставила символически, зная, что мой муж будет пить лишь воду. Он был тронут моим сюрпризом и неожиданно налил шампанское и себе. Выпил за вечер не больше бокала и был в отличном расположении духа. Мы шутили, много смеялись, и я запомнила тот морозный зимний вечер, разрубивший нашу жизнь на две половины, которые не соединить никогда.
С этого вечера он был готов разделить со мной бокал-другой сухого вина. Все это поднимало нам настроение и оборвалось неожиданно.
Я уезжала на пару дней к подруге, а когда вернулась — не узнала своего мужа
Меня встретил хмурый человек с красным лицом, который с порога стал на меня кричать. Шатаясь, он ходил по комнате, требуя помочь ему найти какую-то лампу. Он был в тяжелейшем запое.
С этого дня спасала меня только работа, как единственная реальность, на которую я могла опереться. Начинала день в шесть утра. Помимо продажи детских игрушек стала развивать с подругами еще одно направление — организацию свадеб и дней рождений. По иронии я дарила людям праздник в то время, как моя собственная жизнь превращалась в ад.
Муж гордился мной, когда был трезв, но все менялось, стоило ему развязаться. Мог оскорбить или просто не замечать моего присутствия, а на следующий день начиналось слезное: «Прости, я был не в себе. Мне очень плохо». Я видела, что ему плохо. И прощала. То, что мой муж — закодированный алкоголик, я узнала после того, как он попал в реанимацию. Об этом его напрямую спросил врач, и он вынужден был сознаться в том, что так долго от меня скрывалось.
Вся его жизнь состояла из периодов запоя и выходов из них, когда он приходил в себя и, будучи по природе человеком сильным и талантливым, успевал развивать успешный бизнес и даже строить семью. Я знала, что он был женат, но никогда не интересовалась причиной развода. Теперь для меня она была очевидна. Открывшаяся территория правды, совершенно не похожая на иллюзию, в которой я жила три года, была настолько непереносима, что и мне самой хотелось взяться за бутылку и забыть обо всем. Не делала этого только потому, что передо мной был страшный пример. Между тем мой муж терял построенный с таким трудом бизнес и, самое главное, — уважение тех, с кем работал. Я помню, как сотрудники приехали к нам домой с сообщением — горит помещение. Мой муж выслушал их равнодушно и не смог даже встать с постели.
Я нашла координаты его бывшей жены и попросила ее о встрече. Понимала, что это уже ничего не изменит, но мне зачем-то было необходимо собрать этот пазл. Словно если я найду каждому из секторов свое место, мне станет легче. Я встретила женщину, которая уже спокойно и отстраненно могла вспоминать о том, через что я проходила только сейчас. Меня поразило, что наши истории оказались словно отражением одной и той же картинки на водной глади. Она так же не подозревала, что вышла замуж за алкоголика. Призналась, что сначала хотела меня предупредить, но решила не вмешиваться, подумав, что он мог измениться. Я ответила, что никто не смог бы тогда повлиять на мое решение — я любила его. И все-таки было нечто, что нас с ней, к счастью, не объединило. Я не родила от него ребенка. И после случившегося, боюсь, не смогу доверять кому-то настолько, чтобы захотеть детей.
Мой муж был охотник и однажды, пьяный, схватил со стены одно из ружей. Я залетела в ванную, заперлась на ключ, повернулась к зеркалу — мое лицо было белым, будто меня загримировали. И хотя на следующий день он сделал все, чтобы мы помирились, я поняла — мне надо исчезнуть из его жизни.
Открытого разговора об этом остерегалась — трудно было предугадать, как он отреагирует
Cделала вид, что между нами все хорошо. И когда на следующий день он с водителем уехал в другой город, быстро собрала вещи и спряталась у подруги. Родителям долго не решалась рассказать правду. Так началась история нашего развода.
Он не хотел меня отпускать, и мне пришлось пройти через тяжелые разговоры, угрозы, пьяные слезы. К этому времени он потерял большую часть своего бизнеса. Я окончательно поняла — либо выйду из этих отношений сейчас, либо навсегда застряну в той жизни, которую я для себя не выбирала. Это был выбор моего мужа, который он заставлял меня с ним разделить. И я нашла в себе силы признать, что живу с двумя людьми, никогда не зная, кто из них откроет мне дверь. Мой умный, любящий муж или тот, кто смотрит поверх тебя невидящим взглядом и снимает со стены оружие. Мне очень горько, но я не жалею, что приняла собственное решение.