«За деньги да»: готовы ли вы жениться, если вам заплатят $680? | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как Южная Корея поднимает рождаемость

В феврале 2025 года СМИ сообщили о решении корейских властей выплачивать $680 тем парам, которые решат заключить брак в Сеуле. По мнению чиновников, эта сумма поможет молодым семьям поддерживать домашнее хозяйство, а также решить финансовые трудности при решении завести детей. Выплаты смогут получить пары в возрасте от 19 до 39 лет — иными словами, преимущественно миллениалы.

Денежное поощрение станет не единственной мерой поддержки семей: корейское правительство уже разрабатывает введение более гибких рабочих графиков для молодых родителей, увеличение декретных отпусков для родителей обоих полов, а также улучшение качества сексуального просвещения в образовательных учреждениях.

Причина появления таких инициатив — стремление политиков избежать «популяционного коллапса» в стране: рождаемость в Южной Корее, согласно статистике, неуклонно падает год от года. Так, например, если в 1979 году на одну женщину приходилось 2,9 детей, то уже в 2024 году это число снизилось до 0,68.

Миллениалы не хотят детей

Исследователи обращают внимание, что проблема демографии актуальна не только для Южной Кореи, но и, например, для России и США, а меньше всего детей на данный момент заводят миллениалы.

«Семьи без детей уже становятся нормой», — отмечают эксперты The Washington Post, добавляя, что идея многодетства уходит в прошлое, в то время как отказ от деторождения становится все более популярным. Особенно актуально это для миллениалов — поколения, которое уже становится доминирующим среди населения во многих странах.

Чтобы понять, почему миллениалы все реже заводят детей и чем они отличаются от своих предшественников, Psychologies попросил рассказать социолога. 

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему миллениалы не заводят детей

Елизавета Балацюк

Младший научный сотрудник Центра молодежных исследований, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Среди современной молодежи статусные социальные позиции перестают быть фиксированными, а сами социальные роли рефлексивно переизобретаются молодыми людьми в условиях индивидуализации и уменьшения роли «классических» социальных институтов — класса, семьи, религии, гендера. В этом контексте рефлексивно оцениваться могут и семейные ценности со стороны молодых поколений, к которым относятся и миллениалы.

Миллениалов определяют как поколение, рожденное с 1980-х по 2000-е годы, в период развития Интернета, ставшего для данной возрастной когорты основным медиа источником. В академических работах о миллениалах подчеркивается их ориентация на несколько иные ценности и приоритеты — например:

  • разнообразие;

  • самореализацию;

  • ценность образования;

  • активное гражданское участие;

  • включение в глобальную культуру.

Миллениалов также считают гораздо более индивидуализированным поколением, которое скептически воспринимает устоявшиеся нормы, в том числе те, которые касаются романтических отношений и семьи. Проявлением этого стал отказ миллениалов от «традиционных» форматов отношений взамен альтернативным — сожительству и раздельному проживанию партнеров, а также довольно низкий уровень браков и высокий уровень разводов. В отношениях миллениалы стремятся к учету потребностей каждого партнера и его возможностей для самореализации.

Такое отношение к отношениям и семье связано со значимостью для данного поколения постматериалистических ценностей (самовыражения и развития), приоритетом «индивидуального выбора», в обществе, где обретение семьи и вступление в брак больше не являются обязательными маркерами взрослости для миллениалов. Отсюда — производство миллениалами более индивидуализированных форматов отношений и переориентация на повышение собственного человеческого капитала в условиях постоянно возрастающей рыночной конкуренции.

Опрос

Оформили бы вы брак, если бы вам за это заплатили $680?

  • За деньги да, было бы с кем
    %
  • Нет, у меня может быть только своя мотивация
    %