Psychologies: Можно ли говорить о том, что современный мир требует от нас большей готовности изменяться, чем прежде?
Юлия Синеокая: Наверное, нет… Человеческая природа мало подвержена изменениям. Налицо прорыв вперед в технологической и информационной сферах. Но прогресс — понятие, приложимое, в большей степени, к описанию цивилизационных достижений, нежели изменений в сфере духа или личностной экзистенции. Странно было бы утверждать, что мы приходим к верным умозаключениям или судим о добре и зле быстрее и эффективнее, нежели Сократ или Декарт. Сегодня мы живем в мире куда более прозрачном, едином и распахнутом новому, чем это было в ушедшие века. Однако каждый из нас, сохраняя свой темп жизни, свою скорость принятия решений, свою эмоциональную тональность, ведет свой собственный временной отсчет. Да, внешнее время летит быстрее, перемены в окружающем нас мире случаются чаще. Меняется мода на идеи, образ жизни, стиль поведения, но внутренняя мелодия каждого из нас остается прежней. Этот уникальный личностный ритм и есть та нить, которая связывает нас в единое целое, позволяет нам отличить себя от других, узнавать самих себя в разных ситуациях и возрастах. У каждого современного человека в запасе своя коллекция личин и ликов, которыми мы пользуемся по случаю, свой набор стереотипов поведения в разных ситуациях. Мы меняем образы, ориентируясь на ситуацию, подлаживаясь к ней, однако о глубинных изменениях речь тут не идет и идти не может. Быстрота реакции — это скорее лицедейство, смена масок, а не экзистенциальное изменение.
Что мы приобретаем, меняя жизнь? И не означает ли это одновременно утрату чего-то важного в себе?
Ю. С.: Очевидный, на первый взгляд, вопрос о том, менять или не менять жизнь, теряет смысл, если вдуматься в его суть. Жизнь ведь и есть синоним изменений. Как отличить живое от мертвого? Живое всегда в движении! Представьте, перед вами на дороге валяется что-то. Как понять, живое это нечто или нет? Вы подойдете и дотронетесь — шевелится или нет, убежит или нет… Конечно, я не имею в виду исключительно механическое перемещение в пространстве. Жизнь — это, прежде всего, качественное изменение, смена разных стадий бытия. Живое зарождается, растет, взрослеет, стареет, угасает, умирает…. Только мертвое не может умереть, только в мертвом нет движения, становления, изменения. У Хорхе Луиса Борхеса есть чудесное эссе «Бессмертный» о человеке, оказавшемся в городе бессмертных. Это место, столь чаемое им раньше, произвело на него столь угнетающее впечатление, что он бежал опрометью прочь, ища реку смерти. Бессмертие обесценивает жизнь, поступки, чувства, смыслы. Зачем достраивать лестничный пролет, поить измученного жаждой или утолять боль страждущего? Это можно сделать и потом, или не сделать вовсе… Без поступка жизнь перестает быть жизнью. Неизбежность изменений, как утрат, так и обретений, обостряет наши чувства и смыслы, спасает от отчаяния и вселяет надежду. Родившись, человек обречен на бесконечные перемены. Мы неизменно обнаруживаем себя перед выбором, на развилке дорог, на пороге распахнутой двери. Отваживаемся ли мы новый шаг или мешкаем, стремясь перевести дух, неважно, результат один — затаиться невозможно, поток жизни уносит нас вперед и вперед, неважно, сопротивляемся ли мы течению или плывем, отдавшись воле волн бытия. В хрупкости счастья и в исчерпаемости горя заключена мудрость бытия, возможность чуда, шанс, который жизнь готовит каждому из нас. Роман Германа Гессе «Сиддхартха» — одно из самых сильных откровений о том, что ничего в жизни нельзя остановить, удержать, обрести раз и навсегда, все уходит и все возвращается, все имеет конец и начало, свой час… в череде утрат и обретений величайший шанс узнавания себя, становления собой, возвращения к себе.
Мы стремимся изменить свою жизнь, а потом, добившись желаемого, хотим стабильности. Наш порыв к изменениям в конечном счете ведет к остановке. Не попадаем ли мы в ловушку?
Ю. С.: Вовсе нет! Что значит «достигнуть лучшего и остановиться»? Этого не бывает! Обретение чего-либо моментально вызывает у нас жажду бОльшего, нового, а нередко и вовсе ведет к разочарованию в достигнутом. Остановка в принципе невозможна. Если мы не идем вперед — мы откатываемся назад. Это очевидно для тех, кто увлечен своим делом, работой. Человек, достигший успеха на профессиональном поприще и переставший расти, совершенствовать свои навыки и знания, вскоре станет неинтересен для коллег, потеряет авторитет, станет смешон. Это верно и для частной жизни. Если двое, обретя друг друга, идут дальше вместе, меняясь, совершенствуя себя, помогая друг другу становиться самими собой, их союз прочен. Но если один изменил темп, отстал или обогнал партнера, конфликт начинает нарастать. Как быть? Не оглядываться назад, стремиться вперед, в будущее, сохраняя верность себе, мелодии своей жизни, и помня о том, что вечность для каждого из нас складывается из потока мгновений, которые не повторить.