Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/«Я убью тебя, брат»: что такое сиблинговый комплекс
«Я убью тебя, брат»: что такое сиблинговый комплекс
Когда родители решают завести несколько детей, им кажется, что любить они будут всех одинаково. От детей родители тоже ожидают хорошего отношения друг к другу — ведь дети выросли в любящей семье, значит, должны безусловно любить своих братьев и сестер. На практике так происходит не всегда: дети конкурируют, завидуют, а иногда — ненавидят друг друга. Так проявляется сиблинговый комплекс, который влияет на идентичность каждого из детей.
Сиблинги — это дети, рожденные в одной семье, кровные и/или сводные братья и сестры. Сиблинговый комплекс возникает при взаимодействии братьев и сестер, которое основываются на повседневных отношениях: дети живут в одной квартире или комнате, пользуются одними игрушками и донашивают вещи друг друга. Комплекс начинает формироваться в тот момент, когда в семье появляется новый ребенок. Чем больше детей, тем более эмоционально заряженным будут проявления комплекса между братьями и сестрами.
Педиатр Марсель Руфо в книге «Братья и сестры, болезнь любви» пишет, что появление брата или сестры заставляет ребенка осознавать себя «большим», ведь родители поставили его перед фактом существования «маленького» — младшего брата или сестры: «Некоторые дети настолько бурно сопротивляются навязываемому им статусу, что отказываются расти, так проявляется их переживание. Дети в возрасте двух с половиной, трех лет уже достаточно физически развиты. За первый год своей жизни они научились отделять себя от матери и уже испытывают беспокойство перед незнакомым человеком».
Таким образом, как бы родители ни готовили ребенка к появлению малыша, он все равно сталкивается со стрессом. Важно понимать, что преодоление этого стресса, отразится на дальнейшей понимании своего «Я» каждого из детей.
Новая роль старшего ребенка
Младший ребенок всегда переключает на себя внимание в семье, и первый процесс, который начинает происходить в сиблинговых отношениях, — конкуренция. В первую очередь это конкуренция за внимание родителей. Часто этот период совпадает с тем, что старшего ребенка отправляют в детский сад или школу, ведь родители заранее посчитали, когда удобнее заводить второго или третьего ребенка.
Но такая ситуация только усугубляет стресс старшего. Он оказывается изолирован от мамы, которая теперь посвящает свое время новому члену семьи, и старший чувствует себя брошенным.
Родителям нужно перестать сосредотачиваться на том, чтобы превратить братьев и сестер в друзей, ждать от них безусловной любви и принятия.
В этот сложный период формируется двойственное отношение между сиблингами: с одной стороны, это родственники, тесно связанные между собой общим бытом, с другой — это соперники.
При этом самыми конкурирующими считаются отношения между двумя братьями
Джулиет Митчелл в книге «Скрытая жизнь братьев и сестер. Угрозы и травмы» пишет: «Старший ребенок проживает опыт того, что другой как будто приходит на его место и „убивает“ его. Поэтому первая реакция на угрозу появления нового — „убить“ его первым». Так начинается сложное взаимодействие длиною в жизнь.
5 типов отношений
В книге «Связь между братьями и сестрами: как братья и сестры формируют нашу жизнь» американский психолог Джейн Ледер выделяет пять типов взаимоотношений между сиблингами.
поддерживающие — отношения, для которых характерны высокие показатели по привязанности и низкие по конкуренции;
испытывающие потребность друг в друге — отношения, отличающиеся высокой привязанностью и аттракцией;
безразличные — отношения с низкими показателями по привязанности и высокими по апатии;
враждебные — отношения с низкими показателями по привязанности и высокими по критицизму и безразличию;
конкурирующие — отношения, характеризующиеся высокой степенью конкуренции.
Исследования показали, отношения «сестра/сестра» являются наиболее близкими, а пары «брат/брат» — наиболее враждебными и конкурирующими. Вырастая, именно сестры искренне стремятся поддерживать отношения. Братья же остаются конфликтными — их совместное детство и ожидания родителей и общества в отношении мужчин мешают формироваться крепкой эмоциональной близости.
При большой разнице в возрасте конкуренция между детьми выходит на новый уровень: старший ребенок воспринимает младшего из родительской позиции. При этом и сами отношения тоже переживаются сложнее.
Часто родители перекладывают на старшего слишком много ответственности
Например, девочку-подростка могут оставлять с младенцем на выходные, потому что, по мнению мамы, она уже достаточно взрослая.
В девяностые годы перестройки, когда родители вынуждены были работать ради выживания и мало занимались детьми, старшие дети были «по умолчанию» обязаны следить за младшими. Это могло вызывать и гнев, и ненависть — а подростку сложно справляться с эмоциями самостоятельно.
Вырастая, многие дети, проигравшие родительские сценарии в сиблинговых отношениях, не хотят иметь своих детей. А младшие, воспитанные не мамой и папой, а братом или сестрой, продолжают видеть в них родительские фигуры — и сиблинговый комплекс переходит в материнский или отцовский.
В западной культуре присутствует одержимость соперничеством между братьями и сестрами, которая началась с истории Каина и Авеля и была развита Фрейдом, который сам переживал сложные отношения со своими братьями и сестрами.
Конкуренция между сиблингами часто сопровождается сравнением со стороны взрослых. Дети слышат: «Почему ты не можешь быть больше похож на своего брата или сестру» или «Ты не так хорош, как твой брат» и понимают, что с ними что-то не так. Сравнивая, родители подогревают соперничество.
Вместо этого с ребенком стоит говорить только о его поведении. Детей не следует сравнивать, но и не нужно относиться к ним одинаково. К ним важно относиться индивидуально и любить каждого по-особенному. Такое отношение в семье поможет детям в будущем не пытаться конкурировать на работе или в личной жизни, заложит базовое понимаем того, что с ребенком все в порядке — его любят таким, какой он есть.
Идеалы и инцест
Братья и сестры служат ориентиром, по которому, вырастая, выбирают партнеров — это еще одно проявление сиблингового комплекса.
К сожалению, отношения между братом и сестрой иногда заканчиваются инцестом или актом насилия — об этом писал Фрейд, рассматривая эти отношения как продолжение Эдипова комплекса. Под эдиповым комплексом Фрейд понимал проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям. Похожие чувства могут проявляться и в сиблинговых отношениях.
Может быть и обратная ситуация, когда старший брат был идеалом мужчины для сестры
В дальнейшем он станет той проекцией, по которой взрослая сестра будет выбирать себе партнера. Марсель Руфо пишет об этом так: «Во влюбленности в брата или сестру есть определенная логика: они так похожи на одного из родителей, частью которого ребенок чувствовал себя на протяжении всего своего детства. При нормальных условиях подросток, чтобы уйти от навязчивых инцестных видений, решает отдалиться от родителей и других членов своей семьи. Таким образом, он открывает для себя социальные отношения.
Любовь к своему брату, к сестре — это также и любовь к самому себе, это самообожание, а значит, и невозможность провести различие между собой и другим. Идентификационная путаница является тяжелым психическим расстройством, лишь одним из проявлений которой может являться инцест».
Несмотря на всю сложность и запутанность сиблингового комплекса, при правильном проживании всех его стадий ребенок получает важные навыки построения отношений и проявлений себя. Именно отношения между братьями и сестрами могут оказаться гораздо крепче отношений детей с родителями.