Сказать «Я тебя люблю» — все равно что сказать «Я хочу быть с тобой, а когда тебя нет рядом, мне плохо и мне тебя не хватает». Сказать «Я люблю тебя» — значит сказать «Когда я смотрю на тебя, что-то смягчается во мне, и я хочу обнять тебя и прижать к себе».
Это значит сказать вместе с индейцами яномами: Ya pihi irakema — «Я заразился твоим существом».
Это значит сказать: «Часть тебя вошла в меня и живет во мне. Потому что я вижу тебя во сне, потому что я ощущаю твое присутствие, даже когда тебя нет рядом. Потому что я больше не могу представить себе, как это — жить без тебя».
И после того, как мы искренне сказали все это, вкладывая в слова всю душу, после того как мы повторили это в ЗАГСе или в мэрии, мы разводимся — больше чем в половине случаев.
Так что же нам следует сказать себе, чтобы узнать, уготована ли нашему союзу долгая жизнь?
«Лаборатория Любви» в Сиэтле, созданная Джоном и Джулией Готтман, изучает жизнь пар в долгосрочной перспективе. Они стремятся понять, что отличает прочные и гармоничные союзы от тех пар, которые вспыхивают и быстро гаснут.
По данным этой лаборатории, для прочного брака нужно, чтобы оба партнера честно и искренне ответили «да» на три вопроса. Эти вопросы только кажутся простыми — на деле все несколько глубже.
1. Хотели бы вы дружить с этим человеком? Другими словами, могли бы у вас с этим человеком быть насыщенные и плодотворные отношения, если бы вы не были сексуальными партнерами и не собирались заводить детей?
Такой вопрос сразу же исключает тех, с кем нас связывают в первую очередь физическое влечение или планы, не привязанные к обыденной реальности повседневной жизни.
Когда я говорю «Я тебя люблю», говорю ли я тем самым «Мне нравится жить рядом с тобой, даже если мы не ласкаем друг друга и не строим общие планы на будущее»?
2. Уважаете ли вы этого человека как личность (с его предпочтениями, образом жизни, ценностями)? Уважаете ли вы его отношение к миру и отношения с другими людьми независимо от его поведения по отношению к вам?
Это позволяет нам оценить, любим ли мы другого человека не только за то, что он нам дает (и что может закончиться), но и за то, как он взаимодействует с миром (а это может продолжаться вечно).
Равнозначно ли наше признание в любви словам «Я люблю тебя как подарок миру, уже одно твое присутствие в нем — это подарок»?
3. Готовы ли вы смириться с тем, что некоторые недостатки никогда не исчезнут? Недостатки, которые уже сейчас раздражают вас изо дня в день, почти наверняка и дальше будут заставлять скрипеть и громыхать механизм вашей пары: привычка разбрасывать вещи или потребность непременно встречаться с друзьями каждые выходные…
Означает ли мое «Я люблю тебя», что «Мне удалось убедить себя, что со временем все, что меня не устраивает, сгладится»?
Или я могу сказать «То, что я люблю в тебе, так мощно, так уникально и так желанно, что я люблю тебя несмотря на все то, что отличает и всегда будет отличать тебя от моего идеала»? Могу ли я сказать себе с предельной откровенностью, что люблю тебя настоящего?
Что касается меня, то я радуюсь, когда можно вот так соединить романтику и реальность. Мне нравится, когда любовь занимает подобающее ей место: ногами стоит на земле, а головой достает до звезд.
Автор: Давид Серван-Шрейбер — психиатр, один из первых в США докторов когнитивных нейронаук и основателей отделения «Врачи без границ». Автор бестселлера «Антирак», 19 лет боровшийся с раком мозга.