Редактор Psychologies.
Я совсем не умею себя «продать»

«Мне бы очень хотелось повышения… — вздыхает 38-летняя Наталья, налоговый инспектор. — Но я даже не знаю, как завести об этом разговор. На собрании по итогам года руководитель поздравляет каждого, и уже который раз я вежливо его благодарю и возвращаюсь на свое место».

Некоторые из нас продолжают молча страдать от того, что их не замечают, или меняют место работы, так и не дождавшись повышения на прежнем. Наверное, все застенчивые увидят в Наталье сходство с собой. Но что именно мешает нам продвигаться по карьерной лестнице?

Я не умею вести переговоры

«Не хочется просить о том, чего я и так заслуживаю», — жалуется Наталья. Конкретные заслуги, например прибыль, которую работник приносит компании, повышение его квалификации, увеличение ответственности и объема работы — реальные основания для того, чтобы сотрудник вступил с руководством в переговоры о повышении в должности или увеличении зарплаты.

«Переговоры — это отношения на уровне Взрослый–Взрослый, согласно модели личности Эрика Берна, — объясняет коуч Ирина Шестакова. — Но многие воспринимают свои рабочие отношения в соответствии с семейной моделью: подчиненные — дети, а руководитель — родитель. Тогда основной акцент приходится на личные чувства руководителя: любит он сотрудника или нет. А сотрудник может только просить его, как младший старшего, и ориентируется не на свои умения, а на то, как относится к нему начальство».

Я плохо себя знаю

Окружающие не смогут нас оценить по достоинству, если мы сами себя не ценим. А такая недооценка, в свою очередь, — следствие незнания, считает Ирина Шестакова: «Если мы плохо представляем, чего хотим и что можем, каковы наши коммуникативные и профессиональные навыки, мы не видим своей ценности и не можем сформулировать точный запрос. Вдобавок мы часто отождествляем себя со своей деятельностью».

Делая что-то незначительное, мы и себя склонны оценивать как незначительных людей, у которых нет права рассчитывать на лучшие условия.

Я боюсь рисковать

Нередко мы автоматически воспроизводим знакомые сценарии. «Поддержание существующего порядка вещей позволяет нам избежать встречи с неизвестным, риска, — замечает социальный психолог Изабель Метенье. — Отсутствие перемен обеспечивает внутреннюю безопасность».

Страх услышать отказ, не справиться с задачей, вступить в конфликт с начальством или коллегами… «Но что это — страх поражения или того, что придется больше выкладываться в случае успеха?» — спрашивает психолог. Наши страхи дают нам лишний повод сохранять привычное положение. По крайней мере до тех пор, пока оно нас чем-то устраивает.

Как начать изменения?

Задать себе вопрос

Может быть, пришло время задуматься: «Почему я не умею правильно себя поставить? Чего мне не хватает — квалификации или уверенности в себе? Как это влияет на мою профессиональную, социальную, семейную жизнь?»

Представьте, что вы наконец получили новое назначение или вам повысили зарплату. Что вы теряете? Может быть, ваш большой заработок ставит вас в неловкое положение перед супругом? Или новая должность вызывает у вас чувство вины по отношению к коллегам?

Заглянуть в прошлое

Каждый из нас воспроизводит те сценарии, которые были заложены когда-то. Загляните в свое детство. Спросите себя: «Кого напоминает мой начальник — его взгляд, походка, интонации? Может, кто-то из прошлого вел себя похожим образом и сегодня я общаюсь с начальником так же, как вел себя со старшим тот ребенок, каким я был?»

Чем лучше мы знаем свое прошлое, тем лучше мы понимаем, что нами управляет. Это понимание помогает перейти из положения зрителя в положение актера.

Пройти тренинг

Состояние Взрослого — та внутренняя позиция, в которой можно вести аргументированные переговоры, а также воспринимать любой их исход как результат конкретного действия, а не как оценку своей личности в целом.

Это состояние можно научиться распознавать в себе и тренироваться пребывать в нем. Для этого, например, можно пройти тренинг ведения переговоров, где вам помогут отработать желательное поведение в конкретных ситуациях.