«Его бывшая внезапно стала маниакально одержима нашим союзом»
Софья, 25 лет
«Наши отношения с парнем, назовем его Андреем (имя изменено), начались с длительной дружбы. Уже тогда я знала, что у него до меня была девушка, с которой они встречались полтора года. Насколько мне было известно, их связывали сильные чувства — все-таки первая любовь! При этом из некоторых рассказов Андрея было ясно, что любовь эта не совсем здоровая: постоянные скандалы, шантаж и даже угрозы самоубийством со стороны его прошлой пассии.
В итоге, когда мы только познакомились и начали дружить, эта девушка тут же вновь появилась в его жизни. Она постоянно писала ему, пыталась вызвать у него определенные воспоминания, пару раз звала на прогулки. Мы не особо обращали на это внимания. И, видимо, зря — самое интересное началось, когда мы с Андреем все же решили стать парой.
Его бывшая внезапно стала маниакально одержима нашим союзом. Она рисовала наши портреты, высылала их нам в соцсетях и даже присылала почтой
Через некоторое время девушка занялась фотографией и писала нам с просьбой стать ее первыми моделями. Честно говоря, становилось все более жутко. Андрею пришлось с ней серьезно поговорить.
Она успокоилась где-то на год, но затем внезапно переключилась на меня. Однажды мне пришло сообщение с фейкового аккаунта некой Ольги, в котором она представилась девушкой из соседнего дома, которая переживает несчастную любовь.
Сначала я не поняла, кто это. Ольга начала общаться со мной ежедневно. Но потом по некоторым фактам, которые она сообщала, стало ясно, кто это. Когда я сказала о своей догадке самой таинственной собеседнице, она заблокировала меня и пропала.
Еще через год эта девушка подкараулила меня возле дома и попросила пройтись с ней. От растерянности я согласилась — она пыталась быть дружелюбной и расспрашивала о моей личной жизни.
Но самое дикое произошло где-то на третий год наших с Андреем отношений. Одним весенним днем ему пришло следующее сообщение: «Привет, я нашла наши общие фотографии, расскажи, пожалуйста, кто ты?»
Так она решила заявить, что у нее случилась амнезия и она забыла, что у них были отношения. Она просила Андрея рассказать о том, что их связывало, и намекала на встречу. При этом, по ее словам, она в одиночку не могла выходить из дома, так как был риск потеряться. К слову, буквально в этот же день мы встретили ее, разъезжающую на велосипеде. Она посмотрела нам в глаза и больше не появлялась.
С Андреем мы были вместе около пяти лет, и у меня есть подозрение, что только после окончания наших с ним отношений у нас обоих закончились отношения и с его бывшей».
«У нее был доступ ко всем его соцсетям»
Анастасия, 29 лет
«Бывшая моего молодого человека Олега дала о себе знать на первом же нашем с ним свидании. Он не рассказывал о ней (после их расставания и до нашей встречи прошло около полугода), но в очень романтичный момент, когда мы сидели на берегу водоема, его телефон разрывался от звонков. В общей сложности мы насчитали 13 пропущенных. На 14-й он раздраженно взял трубку: девушка требовала встречи. После этого она начала буквально ходить за нами по пятам — в те же рестораны, парки, бары…
Следующее наше с ней соприкосновение произошло где-то через месяц — я проснулась и увидела, что она поставила мне лайки на половине постов в соцсетях. Я попросила Олега поговорить с ней, указать на границы. Он сделал это. Но самое интересное началось позже.
Мы поехали в небольшое путешествие на выходные. В электричке я заметила, что Олег посмотрел мои сторис, которые я выложила утром. Только один нюанс: у него в тот день отключили интернет.
Я поинтересовалась, как он смог зайти в соцсети, на что тот удивленно ответил, что вообще не доставал телефон
В течение дня я выкладывала сторис — и все они были просмотрены им в течение получаса, хотя его телефон лежал в номере. Олег и раньше жаловался, что у него «тупит инста*»: удаляются переписки, появляются отписки. Я попросила посмотреть, какие входы были сделаны в его аккаунт. Помимо его телефона там значился еще один айфон. «У нее айфон?» — спросила я. «Да», — ответил он. Все стало ясно.
Олег тут же поменял пароль. Но… это не помогло. На следующий день все повторилось! Когда мы уже вернулись из путешествия, выяснилось, что у нее был доступ к его гугл-аккаунту, который в свою очередь был связан со всеми соцсетями. Более того, когда Олег запрещал ей доступ, она в этот же момент нагло пыталась его восстановить — ему приходили сообщения об этом… После этого, конечно, последовал жесткий разговор с ней.
Среди ее манипуляций были и другие, к примеру, давление на жалость, совместные воспоминания, рассказы о выкидыше (который очень маловероятен, потому что как минимум, по словам Олега, они всегда предохранялись, кроме того, девушка слишком путалась в показаниях). К счастью, где-то через год-полтора ее странные поступки прекратились. И надеюсь, что уже навсегда».
«Преследование — это результат тяжелой детской травмы»
Татьяна Поддубная, психолог
«Две истории, которые представлены в статье, — это истории прежде всего о женщинах. Действительно, чаще всего сталкерами оказываются именно они. Мужчиной в вопросе преследования бывшей партнерши движет желание контролировать и мстить, проявлять власть. А вот у девушки основная бессознательная мотивация, как правило, — это поиск близости, даже через деструктивное поведение.
Возможные причины сталкинга
Психологическая детская травма
Когда девочка сталкивается с тяжелым, непереносимым опытом в отношениях с матерью, например, если мама ее покидает (и это основное), либо же относится жестоко вплоть до абьюза, то у ребенка на бессознательном уровне происходят следующие процессы, которые в будущем могут повлиять на склонность преследовать бывших партнеров.
Во-первых, каждый ребенок винит себя в плохом обращении взрослых, поэтому, столкнувшись с брошенностью и/или жестокостью, девочка начинает воспринимать себя никчемной, заслужившей то, что с ней происходит. Это формирует крайне низкое чувство самоценности.
Во-вторых, даже если в семье отсутствует отец, то психика девочки начинает искать спасение от боли в отношениях с матерью через мужскую фигуру. Так возникает надежда на существование идеального мужчины, который окажется всем — и матерью, и другом, и отцом.
Когда во взрослом возрасте такая девушка встречает достойного мужчину, порядочного, заботливого, склонного быть даже в образе героя, то из бессознательного вырывается детская фантазия о спасении, а также о собственной никчемности.
Поэтому если отношения заканчиваются по инициативе мужчины, то девушка просто не в состоянии переработать разрыв. Происходит тотальное отрицание реальности (как защитный механизм), и она становится преследователем. Не потому, что хочет навредить. Просто у девушки внутри настолько сильное чувство связи именно с этим мужчиной, что отпустить его равносильно возвращению в детский ад.
Взросление в ситуации сексуализированного треугольника в семье
Я имею в виду не буквально инцест, а эмоциональную окраску детско-родительских отношений. Зачастую этот треугольник состоит из матери, отвергающей в самой себе сексуальность, и яркого отца, который в открытую демонстрирует собственную привлекательность, изменяет жене, провоцирует на ревность.
Наличие «третьих» женщин позволяет супруге оставаться в статусе «святой» и при этом наказывать мужчину за его сексуальные связи. Дочка в такой семье тоже становится «третьей».
С одной стороны, мать начинает провоцировать в дочери чувство стыда за сексуальность, с другой — отец, наоборот, побуждает к проявлению женственности
В итоге дочь по психологическому статусу оказывается «молодой любовницей отца», вызывающей ревность матери и находящейся в коалиции с отцом против нее.
Она может знать об изменах отца и воспринимать их как нечто само собой разумеющееся. Такая девушка во взрослом возрасте будет склонна преследовать бывших: ситуация «быть третьей» для нее оказывается знакомой. Отношения с мужчиной могут закончиться, в его жизни давно уже будет другая, но для девушки-сталкера это совершенно незначимый фактор.
Тяжелая нарциссическая патология характера
В таком случае человек оказывается неспособным воспринимать инаковость других. Он настолько охвачен идеями в собственной голове, что игнорирует все, что в реальном мире не соответствует его собственным нуждам. Уход партнера, его новые отношения не могут вписаться в придуманный сценарий, поэтому женщина будет всецело убеждена, что бывший мужчина чувствует ровно то же, что и она.
Как быть, если вас преследуют?
К сожалению, любые эмоции в адрес сталкера лишь подтверждают его бессознательные фантазии о его важности в вашей жизни. Чувство вины, агрессия, сопереживание, попытки помочь — все это мгновенно «кормит» его идеи о том, что вы тот самый человек, который предназначен судьбой. Это касается и партнеров людей, которых преследуют.
Конечно, важно сохранять порядочность и завершить отношения экологично, но после расставания только отсутствие каких-либо эмоциональных проявлений в адрес преследователя поможет ему потерять к вам интерес.
Это может выглядеть жестоко, но, к сожалению, иных инструментов выживания в такой ситуации нет. Важно помнить, что преследование — это результат тяжелой травмы из детства человека, и вашей вины в этом совершенно нет».
* Соцсеть принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией
Индивидуальный и семейный психотерапевт, сексолог
Личный сайт