«Шум, теснота и скученность меня угнетают», – признается 29-летний Михаил. Желание избежать толчеи кажется вполне понятным. Но Михаилу жаль, что по этой причине он часто отказывается от посещения интересных мест, от новых поездок и многих возможностей. По мнению клинического психолога Татьяны Воскресенской, «находиться в гуще людей значит подвергать испытанию на прочность границы своего личного пространства». Те из нас, у кого эти границы недостроены или слишком легко проницаемы, бессознательно воспринимают близость других как потенциальную угрозу.
Я чувствую себя уязвимым. Дистанция, на которой мы чувствуем себя в безопасности, у всех разная. Среди нас есть те, кто, заметив на скамейке сидящего человека, непременно будет искать свободную, а не сядет с ним рядом. Тем более неуютно таким людям в толпе. «Ощущение личного пространства складывается в детстве, – объясняет Татьяна Воскресенская. – В идеальном случае у ребенка есть свое место, где он хозяин, куда никто не проникнет без его согласия. Но бывает и так, что у ребенка нет даже ящика, где он мог бы хранить свои вещи без опасения, что те подвергнутся родительскому досмотру. Или подростку взрослые запрещают закрывать дверь в свою комнату. Если наши личные границы постоянно нарушались, в будущем мы можем испытывать неуверенность в том, что способны защитить себя и не допустить вторжения на свою территорию. Тогда, возможно, ради своей безопасности мы начнем увеличивать «буферную зону» и предпочтем избегать сближения – как физического, так, часто, и эмоционального».
Что делать?
Оценить обстановку
Оглядитесь: есть ли признаки опасности? Обратите внимание на пути отступления: запасные выходы в помещении, боковые улочки в городе. Посмотрите на людей: спокойны ли они, как звучат их голоса. Оценивая ситуацию, мы переключаем внимание со своего воображения, где живут иррациональные страхи, на реальный мир.
Установить контакт
Заговорите с тем, кто рядом, задав простой вопрос: «Сколько времени?» или «Как называется эта улица?» Умерить тревогу помогает открытое признание своих чувств: «Мне что-то не по себе» или звонок по телефону, иногда достаточно услышать спокойный голос, чтобы вернуть себе присутствие духа.
Подготовиться заранее
Приготовьте то, что сможет вам пригодиться, если вы окажетесь в толпе: карту города (она также хороший повод для начала разговора: «Не подскажете, где я нахожусь?»); бутылку питьевой воды; влажные салфетки (это помогает занять руки и отвлечься). Вспомните простую технику релаксации: прислушайтесь к своему дыханию, постепенно удлиняя выдох: это физиологически успокаивает.
Я теряю контроль. «Толпа легко поддается панике, могут и затоптать», – объясняет свой страх Михаил. В реальности толпа на митинге или на распродаже отличается от многолюдности туристических улиц: в первом случае людей объединяет общая цель, во втором – стечение обстоятельств. А цели у них при этом разные: одни следуют за гидом, другие направляются в магазин или ресторан или просто гуляют по городу. Вероятность давки и паники во втором случае ниже, но страх от этого не становится слабее. По мнению Татьяны Воскресенской, «толпа – мощный наплыв разнообразных настроений со всех сторон, и для человека с повышенной восприимчивостью это становится душевной катастрофой. Особенно если он не вполне умеет отделять свои чувства от чужих: возникает опасение заразиться чужими эмоциями, утратить самоконтроль. За этим может также стоять бессознательный страх, что прорвется собственное запретное чувство – например, агрессия. Включается и механизм психологической проекции: сильнее всего боятся и подозревают в окружающих врагов те из нас, кто не осознает собственную враждебность».
Меня страшат чужие взгляды. 40-летнюю Инну тревожит возможное осуждение: «На пляже мне кажется, что все присматриваются к недостаткам моей фигуры, и мне хочется провалиться сквозь землю». Такое отношение к себе и окружающим складывается в семье. Одних воспитывали в заботе о скромности и сдержанности: «Не устраивай представлений!», других критиковали: «Куда это ты в таком виде? Людей насмешишь!» В некоторых семьях опасливое отношение к незнакомцам, к миру в целом становится традицией, которая некритически усваивается и передается из поколения в поколение.