Главный редактор журнала Psychologies.
Я не хочу сексa
18+

«Когда мы вечером ложимся, я наглухо застегиваю пижаму, давая мужу понять, что его попытки ни к чему не приведут». Елизавете 40 лет, у нее трое детей. Она замужем 11 лет, и у нее больше нет желания заниматься сексом. И она такая не одна.

Московский гинеколог Елена Егорова принимает женщин всех возрастов. У большинства из них, по ее словам, «сексуальное желание не исчезло, а словно заснуло». Энергия, которая поначалу была полностью направлена на мужчину, со временем начинает уходить на решение других задач, и в результате женщина отдаляется от партнера.

«Переход от влюбленности, яркой страсти к длительным отношениям всегда труден, — считает семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Зачастую нам кажется, что желание будет всегда, и никто не думает о том, что его надо поддерживать. «Раз я люблю, значит, испытываю сексуальное влечение. Это же естественно. Так было с самого начала, почему же теперь все по-другому?»

Когда желание угасает, некоторые из нас начинают сомневаться в силе своей любви. Но сексологи, психотерапевты и психоаналитики подчеркивают, что желание не возникает само собой. «Чтобы оно появилось, женщина должна чувствовать себя расслабленной, располагать временем, настроиться на секс, — подчеркивает сексолог Ирина Панюкова. — Желание женщины очень уязвимо, поскольку не запрограммировано природой: даже без влечения и оргазма она вполне способна зачать, выносить и родить ребенка».

Со временем желание заниматься сексом становится более неустойчивым и хрупким. Чтобы сохранить его, партнерам требуется больше усилий.

«Я себе не нравлюсь»

«Глядя в зеркало, я вижу все недостатки и чувствую себя непривлекательной, — признается 39-летняя Елена. — Я боюсь, что Максим это тоже замечает, поэтому не хочу, чтобы он видел меня обнаженной. Я стесняюсь раздеваться при нем, скорее гашу свет, забираюсь под одеяло… Секс давно превратился в супружеский долг».

Чтобы ощутить желание, женщине нужно нравиться не мужчине, а самой себе. «Нравиться не значит соответствовать канонам красоты, — замечает психоаналитик Светлана Федорова. — Женщина может считать себя красивой, но нежеланной и, наоборот, осознавать свою сексуальность при всем своем несовершенстве. Желание сильно зависит от представления женщины о себе и от ее отражения в глазах партнера».

Многие женщины боятся мужского желания. Хорошо бы они смогли наконец сказать себе: «Я ничего не боюсь, мне это будет приятно»

36-летняя Лариса, окулист, никогда не была замужем и вполне довольна жизнью. Однажды к ней пришел на прием мужчина и… очаровал ее. «Было ясно как день, что мы очень понравились друг другу, и, когда он уходил, мы договорились о свидании… Через пару дней мы встретились в кафе, и мне вдруг почему-то стало неуютно. Я не смогла вынести его взгляда — он был пронзительный и какой-то опасный. Я почувствовала, что у меня внутри все холодеет, и сбежала, даже не заплатив за кофе».

Ларису парализовала глубокая тревога, и она не захотела узнать ответы на вопросы, которые могли перевернуть ее жизнь. Что произошло бы, если бы близость доставила им удовольствие? Он бы ее «употребил», использовал для собственного наслаждения? И на этом бы все закончилось? «Многие женщины боятся мужского желания, — констатирует Елена Егорова. — Хорошо бы они смогли наконец сказать себе: «Я ничего не боюсь, мне это будет приятно».

Как ваше здоровье?

Заболевания сосудов, гормональные расстройства… Влечение может снизиться или заснуть и в результате болезни.

«Если влечение отсутствует в течение нескольких недель, это может быть связано с заболеваниями половых органов, например простатитом, или сердечно-сосудистой системы, в результате которых затрудняется кровообращение, — уточняет сексолог Ирина Панюкова. — Опасны для влечения и воспалительные процессы, которые провоцируют болевые ощущения, а также нарушения в работе гормональной системы, которая отвечает и за желание, и за половой акт, и за оргазм.

Важно также знать, что некоторые лекарства, например снижающие давление или уровень холестерина в крови, влияют на физиологическое возбуждение: у мужчин реже и труднее наступает эрекция, а женщины чаще отмечают сухость во влагалище. Кроме того, некоторые антидепрессанты повышают уровень пролактина, чем блокируют половое влечение, эрекцию и эякуляцию».

«Я думала, что это из-за родов»

Дарье 36 лет, у нее есть сын, хорошая работа, муж и… уже больше года полное равнодушие к сексу. «С тех пор как родился Вася, я перестала хотеть мужа. Сначала мне казалось, что это из-за родов, бессонных ночей, усталости… Но мало-помалу мы сумели наладить жизнь, сын стал спокойнее, я высыпаюсь, фигура стала такой, как была, все идет хорошо. А вот секса не хочется. Муж страдает, а я не понимаю, что со мной».

«Молодая мать переживает период слияния с новым главным человеком своей жизни: так она «соблазняет» ребенка к жизни, поэтому ее влечение к мужчине временно засыпает», — объясняет Светлана Федорова.

Но есть и более сложные ситуации: женщина отправляет мужа в другую комнату, а сама спит с ребенком в одной кровати, получая от телесного общения с ним в том числе и сексуальное удовольствие. «Мать воспринимает ребенка как часть себя, он становится для нее аналогом фаллоса, что дает ей ощущение всемогущества: благодаря «фаллосу» она становится сверхчеловеком, который обладает одновременно и тем, и другим полом, и мужчина ей совершенно не нужен», — заключает Светлана Федорова.

Я не хочу сексa

«Я холоден как робот»

А как сегодня чувствуют себя мужчины? Им тоже не всегда хочется секса, и помочь им гораздо труднее, чем женщинам, считает сексолог Евгений Кащенко, особенно если с эрекцией все в порядке и нет недостатка в партнершах.

42-летний брокер Николай недавно развелся с женой. В последний год он встречался со множеством женщин. «Я пытаюсь вырваться из своего одиночества, мечусь от одной женщины к другой, но ни к одной из них не могу привязаться по-настоящему. Я как замороженный, больше ничего не чувствую и занимаюсь сексом механически, как робот».

Мы верим, что любые радости можно купить, включая гарантированное удовлетворение от секса

Желание не сводится к удовлетворению потребностей. Это энергия, которая влечет нас к другому человеку, к чему-то особенному, что есть только в нем одном. «Мы жаждем открыть другого и «дополнить» себя его достоинствами, — утверждает антрополог Марина Бутовская, автор книги «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции» (Век-2, 2004). — Кстати, именно поэтому нас влечет к тем, кто отличается от нас самих».

Наше сексуальное желание уязвимо еще и потому, что мы живем в мире, где любое желание кажется выполнимым — надо только найти нужный товар. Мы верим, что любые радости можно купить, в том числе и гарантированное удовлетворение от секса, считает Инна Хамитова. «Есть «эротические супермаркеты» — сайты знакомств, где достаточно поставить несколько галочек в анкете, чтобы определить идеально подходящий нам типаж. Есть «волшебные таблетки», от которых возникает иллюзия, что все находится под нашим контролем».

Объекты сыплются на нас градом, как говорил психоаналитик Жак Лакан. И желание исчезает. Ведь когда все доступно, нам нечего больше желать.

Хотеть всегда

Не заниматься любовью, не хотеть партнера — разве это мыслимо сегодня, когда тело каждого обязано быть желанным? Если сексуальных контактов нет в течение пары месяцев, потому что либидо направлено на другие задачи, это считается странным и неправильным.

И наоборот, мы восхищаемся теми, кто занимается любовью каждый день, хотя сами они редко получают от этого такое уж необыкновенное наслаждение. Их гложет мысль, что они что-то упускают, и поэтому им приходится постоянно подтверждать свое «обладание» партнером, превращая его в объект.

Желание не любит прямоты и простых решений. Оно требует неусыпной заботы и внимания

Ощущение внутренней пустоты — неотъемлемая часть человеческого опыта. И бесполезно пытаться заполнить эту пустоту, лихорадочно занимаясь сексом при первой возможности. «Мы не животные, которые подчиняются инстинктам: гон, течка, биологическая потребность размножения», — добавляет Марина Бутовская. Человек создал язык, который позволяет ему выходить за пределы реальности, развивать воображение, фантазировать, а значит, желать.

«Печально, когда жизнь пары сводится к механическому чередованию стимулов и реакций, — отмечает Светлана Федорова. — Если мы перестаем говорить о своих чувствах, не делимся маленькими радостями, не удивляем другого и не удивляемся сами, не привносим ничего нового в отношения, у нас не остается пространства для фантазий. А если умирает фантазия, вместе с ней уходит и сексуальность».

Соблазнять не значит, уложив наконец детей и помыв посуду, привычным жестом позвать партнера в спальню: «Ну что, пошли займемся любовью?» Желание не любит прямоты и простых решений. Оно требует неусыпной заботы и внимания. Упрашивать? Нет — гораздо приятнее пожинать плоды долгого, нежного и терпеливого ухаживания.

Разные желания

Мужские стандарты сексуального влечения и возбуждения неприменимы к женщинам, утверждают наши эксперты.

Мужчины испытывают сексуальное желание и чаще, и в более интенсивной форме.

Среди женщин уровень влечения колеблется гораздо сильнее, чем среди мужчин.

Сила полового влечения у отдельной женщины может также зависеть от времени суток, месяца и меняться на протяжении жизни.

Половое влечение у женщин не так прямо связано с физическим возбуждением, как у мужчин. Фактически у них оно скорее следует за возбуждением, а не предшествует ему. Многие женщины говорят, что начинают заниматься сексом в нейтральном состоянии, а желание приходит лишь вслед за физическим возбуждением.

Влечение у женщин — скорее результат умственной деятельности, чем физиологического процесса и сильно зависит от отношений с партнером и от того, что происходит вокруг. В то же время не следует переоценивать роль отношений: по данным журнала Journal of Sexualand Marital Therapy, ничто так не воспламеняет женское либидо, как новый партнер. Это признают и те, кто любит своих мужей и предан им, но отмечает у себя снижение желания.