«Я вообще не представляла, чем буду заниматься»
Марианна, 50 лет
Уже пять лет Марианна работает управляющей в сети из четырех кофеен. В ее обязанности входит подбор и обучение персонала для заведений, контроль качества обслуживания, заказ оборудования и закупка продуктов. Кроме того, она продумывает различные рекламные акции и другие способы привлечения посетителей.
«Работа нравится. Один день не похож на другой: много встреч с разными людьми, много интересных задач и отличный молодой коллектив. Я в нем самая старшая, но этого не чувствую. И трудно представить, что еще пять лет назад я ничего не знала ни о кофе, ни о ресторанном бизнесе. Я вообще не представляла, чем буду заниматься.
У меня экономическое образование. 30 лет назад моя карьера началась со стажировки в крупном банке. Потом я получила работу в другом, быстро добилась успеха и стала руководителем отдела.
Из первого декретного отпуска вернулась быстро, так как боялась потерять место. Моя мать ушла на пенсию и стала сидеть с ребенком. А вот второй декрет затянулся. Дети много болели, бабушка не справлялась. А потом случился кризис, и мне толком некуда было возвращаться. У нас появился третий ребенок, и я решила завязать с работой.
Но семь лет назад мы с мужем развелись. Какое-то время мы жили на алименты, но через два года, когда дети подросли, я поняла, что пора зарабатывать самой. К тому моменту я нигде не работала уже 15 лет. Критический перерыв для моего возраста.
Я разместила резюме на всех крупных сайтах по поиску работы, разослала бывшим коллегам, но не получила ни одного отклика
Подруга рассказала, что ее дочь вместе с друзьями планирует открыть небольшой кофейный киоск и я могла бы помочь им в качестве бухгалтера. Сначала я подумала: что за бред. Во-первых, моя потенциальная начальница моложе меня на 20 лет. Во-вторых, я мечтала о работе в крупной компании со страховкой, премиями, оплачиваемым отпуском и прочими бонусами. В-третьих, неизвестно, какое будущее ждет этот стартап.
Даже не помню, как и почему я все же согласилась посмотреть бизнес-план. Нашла несколько непродуманных моментов. Мне стало самой интересно разобраться, что к чему. Задача по запуску кофейни оказалась неожиданным вызовом. Я помогла девушке с регистрацией ООО, потом с поиском помещения, его ремонтом. И все закрутилось.
Сначала «работала» на добровольных основаниях и параллельно искала более серьезное занятие. Потом втянулась и теперь не представляю, что могла бы заниматься чем-то другим».
Как найти работу после длительного перерыва
Карьерный коуч Шин Ланзманн, автор книги «Гид по саморазвитию для женщин», дает несколько полезных советов.
1. Пересмотрите амбиции
Возможно, до перерыва вы занимали высокую руководящую должность. Но за 10-15 лет мир изменился, и правила игры в вашей сфере тоже. Посмотрите правде в глаза: вы уже не подходите для той должности. Скорее всего, вам придется или спуститься на пару ступенек ниже по карьерной лестнице, или выйти в менее крупную компанию. Ни в том, ни в другом варианте нет ничего страшного.
Подумайте, готовы ли вы для начала поработать на фрилансе или выйти на декретную ставку, отказаться от социального пакета или других бонусов. Очевидно, что вам могут предлагать менее выгодные условия, чем другим соискателям. Любой вариант стоит рассматривать как возможность начать все с нуля и заявить о себе.
2. Используйте социальные сети
Большие корпорации ищут сотрудников через рекрутинговые агентства, сайты по поиску работы и собственную HR-службу. Во всех этих случаях ваше резюме будут смотреть незнакомые люди, и оно покажется им не слишком выигрышным.
А вот небольшие компании часто ищут сотрудников через объявления в социальных сетях. Наличие общих знакомых и личные рекомендации для многих важнее профессионального опыта. Поэтому добавляйте в друзья бывших одноклассников, коллег, детей друзей и расскажите всем, что ищете работу. Попросите их поделиться вашим объявлением.
3. Грамотно составьте резюме
Не пишите сразу после ФИО, сколько вам лет, сколько у вас детей и кем вы работали 15 лет назад. 80% работодателей обращают внимание лишь на первые строчки в резюме. Напишите о своих профессиональных навыках и личных качествах, а также о том, какая сфера вас интересует.
Не пишите четко должность. Укажите, что умеете и хотите делать. «Ищу работу пиар-менеджером» — неверный вариант. Уместнее: «Ищу работу в сфере PR и рекламы, готова редактировать статьи, писать сценарии, тексты для каталогов. Могу готовить события разных уровней, пресс-конференции и так далее».
Однако не указывайте слишком разные сферы или обязанности. Иначе может сложиться впечатление, что вы согласны попробовать что угодно.
4. Не принижайте возможности
В общении с потенциальным работодателем держитесь уверенно, не оправдывайтесь и не стройте из себя жертву. Фразы «Я помню про свой возраст» и «Я уже, конечно, многое забыла, да и технологии шагнули вперед» забудьте раз и навсегда. Давить на жалость неуместно, даже если вас собеседует старый знакомый. И не принижайте собственные возможности, говоря «Это мой единственный шанс» или «Я ничего кроме этого делать не умею».
5. Объясните отсутствие
Подготовьтесь честно ответить на вопрос, почему вы столько лет не работали. Если вы вынужденно занимались детьми или ухаживали за больным родственником, так и скажите. Люди с уважением относятся к подобному выбору. А вот фразы «Не было необходимости в деньгах» или «Хотелось посвятить время себе» говорят об отсутствии внутренней мотивации.
Если во время перерыва вы работали на фрилансе, учились (хотя бы на online-курсах английского языка), обязательно упомяните об этом. А вот придумывать вымышленную работу или учебу не стоит.