Три случая сталкинга
1. «Он почти каждый день звонил и перечислял, с кем я гуляла и во сколько куда ходила»
Елена: «Мне было 13 лет, я ничего не знала о преследовании: ни в школе, ни дома о таких вещах не говорили. Как и многие дети в те годы, мы развлекались звонками и написанием сообщений на неизвестные номера. Так я и попала на сталкера. Мы с незнакомцем начали переписываться: общение было ненавязчивым, мне казалось это забавным. В какой-то момент я перестала отвечать, но он продолжал писать, а потом, как оказалось, начал меня выслеживать.
В один день рассказал мне, что знает, где я живу, и видел, как возвращаюсь из школы. Именно в тот момент ко мне пришло сознание, что что-то не так. Стало неуютно и страшно. Я не знала, как выглядит этот человек, сколько ему лет. Вообще ничего о нем не знала.
История продолжалась около полугода. Он почти каждый день звонил и перечислял, с кем я гуляла и во сколько куда ходила. Я игнорировала, просила не звонить и не писать. Хотелось, чтобы он исчез. Не покидало ощущение, что моя жизнь в опасности.
Однажды он сказал: «Я мечтаю, чтобы ты стала моей женой, когда подрастешь». После этого я попросила помощи у отца. Папа позвонил моему преследователю, помню, что кричал на него. После этого сталкер все равно писал мне — может быть, месяц или чуть больше. Я полностью игнорировала его попытки коммуникации, и вскоре все закончилось».
2. «Он подал на меня в суд и разнес мою комнату»
Алина: «Я рассталась с молодым человеком, потому что у него появилась другая. Собрала вещи, переехала в другую квартиру — и началось… Он начал писать мне, моим друзьям, начал угрожать. Говорил, что найдет меня и что я никому не нужна. Потом извинялся, даже прилетал из Москвы к моей маме с кольцом.
Мне рассказывали, что он участвовал в каких-то боевых действиях и после них стал сам не свой. Однажды вообще подал на меня в суд: говорил, что я украла собаку (собака моя), но на слушания не приезжал. Когда я снимала квартиру с подругой, он пришел и разнес всю мою комнату. Еще он угрожал компании, где я работала, — меня оттуда уволили. Передали конвертик со словами «нам проблемы не нужны».
Я меняла номер телефона, боялась выходить на улицу, из-за стресса много ела. Спасало только то, что тогда в Москве был карантин. В полицию обращалась — это не помогло. Все прекратилось само собой. Он уехал и пропал. По сей день он у меня в блоке во всех соцсетях.
3. «Данных о себе я не раскрывала, но на работу стали приходить открытки с признаниями в любви»
Олеся: «Я столкнулась с киберсталкингом, который продолжался где-то около полугода. Мы познакомились в интернете. Данных о себе не раскрывала, но в один день на работу стали приходить открытки с признаниями в любви. Он писал о серьезных намерениях, а я отвечала, что встречаться не собираюсь.
Тогда этот человек заявил, что приедет из другого города и пойдет на мероприятия, где я работаю. В тот момент я ощущала повышенную тревожность. О том, что со мной происходит, знали несколько друзей. В полицию не обращалась — знала, что не помогут.
Когда ситуация вышла из-под контроля, я перестала ему отвечать, забанила все аккаунты. Человек создавал новые почты, но их тоже вносила в черный список. Со временем сообщения от него приходить перестали».
Как распознать сталкера
Основные маркеры сталкера — навязчивость, вторжение в личное пространство собеседника и попытка его контролировать. По словам психолога-консультанта Анастасии Ястремской, распознать его на начальном этапе не так просто, поскольку преследование зачастую романтизируют — навязчивость можно перепутать с вниманием и включенностью.
«Я рекомендую прислушиваться к собственным ощущениям: мне скорее приятно или дискомфортно общаться с человеком? Искренняя забота никогда не воспринимается через удушение», — объясняет эксперт, но рекомендует насторожиться, если человек вдруг откуда-то знает о вас информацию, о которой вы ему не рассказывали, постоянно хочет быть рядом, слишком активно интересуется близкими, работой и тем, как и с кем вы проводите свободное время.
Психолог отмечает, что сталкеры часто прибегают к шантажу и строят отношения в соответствии со своими правилами и желаниями. «Они с трудом принимают любые отказы. Могут появляться в самый неожиданный момент — например, у дома с цветами, и таким образом вызывать у человека вину. Якобы собеседник должен быть благодарен за такое внимание, ведь о нем позаботились», — подчеркивает Анастасия Ястремская.
У тех, кто столкнулся с преследованием, может повыситься тревожность, ухудшиться сон, появиться неуверенность и страх перед общением с людьми
В такой ситуации важно понимать, что вы не виноваты, ведь от сталкинга никто не застрахован, а также помнить, что вина, стыд и страх «кормят» сталкера и позволять ему ощущать над вами полную власть.
«Обращайтесь к психологу, в специализированной группы помощи, к друзьям и близким, — советует психолог-консультант. Кто-то рассказывает о произошедшем в соцсетях, кто-то обращается в правоохранительные органы. Сегодня российское законодательство не предусматривает статьи за сталкинг, но есть правонарушения, за которые можно привлечь преследователя к ответственности. Сталкер легче всего действует в атмосфере стыда, поэтому важно себя защищать», — говорит психолог.
Психолог-консультант