«Я был уверен, что она мертва»: как мужчины, изнасиловавшие Жизель Пелико, оправдывают свои действия | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Я не знал, что такое согласие»

Пользовательница X/Twitter под ником @lyublydengi опубликовала серию постов с цитатами мужчин, которые изнасиловали Жизель Пелико и пытались оправдать свои действия на суде. Свое поведение насильники объяснили по-разному — одни винили в случившемся мужа женщины, другие же честно признались, что не рассматривали половой акт с находящейся без сознания Пелико как изнасилование:

  • «Мое тело изнасиловало ее, но мой мозг — нет»;

  • «Это длилось пять минут, поэтому это не считается»;

  • «Если бы я хотел изнасиловать женщину, то это не была бы женщина в возрасте 60 лет»;

  • «Я не хотел этого делать, это ее муж меня заставил»;

  • «Поскольку муж дал мне разрешение, в моей голове это значило, что она согласилась на это»;

  • «Я не думал, что она под веществами, я думал, что она просто пьяна»;

  • «Это я жертва в этой истории! Я не знал, что меня снимают».

Пост девушки быстро стал вирусным — и многие пользователи разделили ее негодование от прочитанного. «Сказать здесь нечего, невозможно описать всплеск эмоций, когда читаешь оправдания этих животных. Но меня удивляет, насколько это смелая женщина. Невероятный человек», — говорится в одном из комментариев.

Кто такая Жизель Пелико

Имя Жизель Пелико стало всемирно известным в 2024 году. Француженка в течение нескольких лет находилась в секс-рабстве у собственного супруга: мужчина подмешивал в ее напитки и еду снотворное, после чего приглашал в дом незнакомцев и позволял им насиловать Жизель, пока та была без сознания. В декабре 2024 года французский суд приговорил ее мужа, Доминика Пелико, к двадцати годам тюрьмы — без наказания не остались и десятки других мужчин, которые насиловали женщину и чью причастность удалось установить правоохранительным органам во время следствия.

Как люди оправдывают сексуализированное насилие

Оправдывать сексуализированное насилие или перекладывать вину за преступление на саму жертву могут не только сами насильники, но и третьи лица — в том числе чиновники.

Так, в феврале 2025 года журналисты «Осторожно, новости» рассказали о групповом изнасиловании школьницы в Кызыле. По их данным, пресс-секретарь мэрии города, узнав о случившемся, в своих соцсетях обвинила жертву насилия в том, что с ней произошло, а также возложила ответственность за это на саму девочку и ее родителей: «Девочки распивают в компаниях и попадают в такие истории. Поэтому девочек надо учить, воспитывать. Виноваты в большинстве своем родители. Как правило, жертвы из неблагополучных семей, где пьют».

Почему люди оправдывают сексуализированное насилие

Елена Гриценко-Бринкман

Психолог, КПТ-терапевт, руководитель психологического кабинета «PsyFitness»

Дело Доминика Пелико абсолютно уникально, так как взрывает сразу несколько укоренившихся стереотипов о сексуальном насилии:

  • агрессоры — лишь закоренелые уголовники или люди с психическими нарушениями;

  • жертвы — всегда социально отчужденные или провоцирующие женщины;

  • любой мужчина, считающий себя нормальным, точно знает, что изнасилование — это преступление.

Защитные механизмы психики

Осознание того, что кошмарные события случаются ежедневно и зачастую их виновниками оказываются те, кого мы знаем и любим, буквально всколыхнуло весь мир. Общество оказалось неготовым принять жестокую реальность: насильником может стать кто угодно, даже самый близкий человек. Эта мысль вызывает шок и неприятие, а порой даже попытки оправдать совершенное насилие.

Эта невыносимая правда запускает мощные защитные механизмы психики, которые помогают людям избегать признания ужасающей реальности сексуализированного насилия, игнорируя или преуменьшая проблему или выискивая оправдания, чтобы не сталкиваться с этой ужасающей реальностью.

Влияние стереотипов

Патернализм и гендерные стереотипы также нередко играют свои роковые роли — устаревшие представления о ролях мужчин и женщин в обществе могут привести к оправданию насилия. Некоторые люди могут считать, что мужчина имеет право на секс, а женщина должна подчиняться. Эти стереотипы вредны и опасны, но и в современном обществе нередко все еще остается культура «брутальности», где агрессивное поведение и доминирование над женщинами считаются признаками мужественности. В таком контексте насилие может восприниматься не как преступление, а как проявление силы и контроля.

Защита своего взгляда на мир

В некоторых случаях люди могут идентифицировать себя с насильником, особенно если он является публичной фигурой или принадлежит к определенной социальной группе. Это может привести к попыткам минимизировать или оправдать его действия, чтобы защитить свой собственный образ мира. И тогда срабатывает «мужская солидарность», которая может проявляться в форме защиты «своих», даже если они совершили преступление. Это может быть связано с нежеланием верить в то, что «один из нас» способен на такое, или со страхом, что признание вины одного мужчины бросит тень на всех остальных.

Непонимание принципов согласия

Причиной оправданий насильников может быть и непонимание понятия согласия: некоторые люди до сих пор не понимают, что согласие на сексуальный контакт должно быть добровольным, осознанным и четко выраженным. Они могут интерпретировать молчание, отсутствие сопротивления как согласие, что абсолютно неверно, — согласие может быть отозвано в любой момент, а у жертвы насилия такого права нет.

Обвинение жертвы

Не стоит забывать и про виктимблейминг — обвинение жертвы. Это распространенная тактика, при которой ответственность за насилие перекладывается на жертву. Аргументы могут включать в себя обсуждение одежды, поведения или прошлого жертвы, создавая ложное впечатление, что она «спровоцировала» насилие. В случае с Доминикой Пелико такие аргументы не имеют под собой никаких оснований и служат лишь для оправдания насильника.

Важно помнить, что ничто не может оправдать сексуализированное насилие, — это неприемлемо и основано на искаженном понимании ситуации. Жертва никогда не несет ответственности за действия насильника. Попытки оправдать их вредят не только жертве, но и обществу, поддерживая культуру безнаказанности.