«Моя беременность была счастливой, я мечтала заботиться о ребенке, но сейчас дочери полгода, и я часто не понимаю, что ей нужно, а иногда даже раздражаюсь на нее!» – сокрушается 30-летняя Настасья.
Несмотря на то что все больше отцов участвуют в воспитании, влиянию матери по-прежнему придается особое значение. Но «сегодняшняя экономика не может отказаться от участия женщины, а это значит, что большинство женщин не смогут целиком посвятить себя материнству», – замечает кризисный и семейный психолог Ирина Шувалова.
Я разрываюсь. «Если же поменять перспективу и взглянуть с точки зрения самой женщины, – продолжает психолог, – занимаясь только детьми, она рискует лишиться независимости, а это одна из главных ценностей современности. Поэтому большинство старается остаться в профессии, а ведь им нужно еще справляться с воспитанием ребенка, отношениями с партнером, планированием и даже с собственными эмоциями!»
Такая разнонаправленность порождает внутренние конфликты. Представления о том, что значит быть «хорошей», противоречивы сами по себе: реализовать себя в семье или в работе? Стать похожей на мать или делать все наоборот? Можно ли уделять время самой себе? Так что женщины обречены на сомнения.
Я теряю ориентиры. Стать родителем – значит многое изменить. Меняется наше представление о себе, место, роль, повседневная жизнь. Привычная система координат рушится, требуются новые ориентиры. Есть от чего забеспокоиться! По мнению психоаналитика Виржини Меггле, матери считают себя «плохими», когда они чувствуют себя слабыми: «Это молчаливая просьба о поддержке, поощрении, чтобы успокоить чувство одиночества. Их нужно приободрить, как ребенка, который испытывает трудности». Ведь воспитание детей возвращает нас к нашему детству и к собственной слабости.
Я хочу быть совершенной. Чувство бессилия скрывает «желание всемогущества». «У женщин высокие требования к себе, в иллюзии абсолютной власти они воображают, что могут всем быть, все отдать», – продолжает психоаналитик. Но тут вступает принцип реальности: несмотря на добрые намерения, они не властны над всем, и еще меньше – над самим ребенком.
«Младенец беззащитен, уязвим и не способен сообщить о своих потребностях, мать должна их угадывать, а это, разумеется, случается не всегда», – напоминает Ирина Шувалова. Чем больше ответственность и страх за ребенка, тем острее чувство вины и собственного несовершенства, тем сильнее желание все контролировать, везде подстраховаться, которое, в свою очередь, обречено на поражение. Так возникает замкнутый круг, в котором мать теряет силы.
Что делать
Попросите о помощи
Тревога не поможет лучше ухаживать за ребенком, тем более что она ему передается. Поэтому позаботьтесь о себе: обращайтесь за поддержкой и помощью – прежде всего к отцу ребенка, но также и к другим людям, которым вы доверяете. Речь не о том, чтобы перестать беспокоиться, а о том, чтобы беспокоиться «качественно», с большей пользой для себя и для ребенка.
Доверяйте себе
Избыток инструкций и рекомендаций по воспитанию, порой взаимоисключающих, может свести с ума женщину, которая хочет поступать правильно. Ищите ответы, но доверяйте себе, прислушивайтесь к своим чувствам, следуйте ценностям, действуйте в соответствии с тем, что кажется хорошим лично вам.
Будьте последовательны
Ребенку не нужна совершенная мать. Ему необходим стабильный, последовательный родитель, реакции которого понятны и предсказуемы: родитель, на которого можно положиться. Поэтому лучше рассердиться и высказать недовольство, чем пытаться обуздать гнев, испытывая чувство вины. Именно противоречия между тем, что родитель думает, говорит, чувствует и делает, вредны для ребенка.
Мое решение
Анна, 41 год, юрист
«Я поздно родила ребенка, и многое оказалось для меня неожиданностью. Я считала себя сильной и зрелой, и вдруг выяснилось, что ничего не умею, как девчонка. Конечно, у меня была куча книг о воспитании, и я их все прочла, но у меня не получалось. К счастью, я рассказала о том, что меня тревожило, сестре и подругам. Стало намного легче, когда я поняла, что я не единственный человек на свете, который все делает «неправильно». У меня по-прежнему не все выходит гладко, но я обращаюсь за советом. Женская солидарность существует, и я ей пользуюсь».