Поколения
Z — зумеры (2000–2011 годы)
Свое название это поколение людей, которым сейчас от 13 до 24 лет, получило от английского слова zoom, что в переводе означает «увеличивать» или проще «зумить». О зумерах еще говорят, что они родились со смартфоном в руке. Гаджет для них — не только развлечение, но и инструмент для решения важных задач, а интернет — естественная среда обитания, где можно не только знакомиться и общаться, но и работать.
В том числе поэтому зумеры традиционному 5/2 в офисе предпочитают иной график (свободный или сменный) и формат (гибридный или дистанционный)
Да и род занятости у них может не совпадать с получаемой в вузе профессией. Скорее он будет сопряжен с личным комфортом (да, эти ребята себя очень любят и ценят, с этим придется считаться), а также темой — если нравится, зумеры готовы в ней развиваться. Поэтому если хотите такого сотрудника, создайте для него соответствующие условия, например, обеспечьте возможность дополнительно стажироваться. На заметку: молодежь тяготеет к творчеству или IT.
Отличительные черты поколения Z:
клиповое мышление (информация воспринимается не целиком, а фрагментарно),
потребность в личном пространстве,
активность,
быстрое эмоциональное выгорание.
Последнее требует от начальника четкости постановки задач, а также использования различных способов мотивации. Иными словами, сотрудник-зумер должен понимать, что и зачем он делает, а также чувствовать обратную связь и видеть результат (лучше быстрый) от приложенных усилий.
В противном случае порученная работа не будет выполнена. И поверьте, мучиться угрызениями совести зумер не станет. В ситуациях, когда люди постарше опасаются увольнения, у поколения Z такой страх напрочь отсутствует. В условиях большого количества возможностей они сами тут же найдут вам замену.
Среди рисков сотрудничества с зумерами — их непостоянство. По статистике, они устраиваются на полную ставку, будучи еще второкурсниками (закон не запрещает). Однако, сначала загоревшись желанием принять участие в том или ином проекте, условно, могут внезапно понять, что учеба важнее, и от вашего предложения отказаться. Вместе с тем поколение Z в большинстве своем не видит необходимости в трудоустройстве по трудовому кодексу. Не в их привычке строить далеко идущие планы в части будущей пенсии.
Зумеры скорее нацелены на то, чтобы накопить капитал и за счет него обеспечивать себя и своих детей
К слову о деньгах. Зарплатные ожидания у поколения Z, по меркам рынка, завышенные. Оно и понятно: эти люди в силу того, что родились и выросли в других условиях, привыкли к совершенно иному уровню расходов, а также едва ли готовы спокойно принять тот факт, что карьера обычно выстраивается с нуля (и соответствующей зарплаты). Так что если поколение Y были согласны какое-то время, что называется, потерпеть, то зумеры в плане достойной на их взгляд оплаты труда нетерпеливы и непримиримы.
Таким образом, с точки зрения управления, поколение Z — сложное. Это глобальный тренд, которому в условиях стремительно и навсегда меняющегося мира невозможно противостоять. Однако, если следовать принципу «предупрежден — значит вооружен», с зумерами можно работать. В конце концов, нежелающие соответствовать стандартам, они способны показывать результаты, демонстрируя открытость мышления и новые подходы к привычным задачам.
Y — «игреки», миллениалы (1984–2000 годы)
Миллениалы — самое многочисленное поколение в нашей стране — 28,5%, которое сильно отличается как от зумеров, так и «иксов», о которых мы поговорим позже. На их век пришлись:
распад СССР и «лихие» 90-е годы (хотя в полной мере эти изменения ощутили родители «игреков»),
активное распространение западных товаров и культуры,
развитие интернета и появление сотовых телефонов.
Но, несмотря на то, что эти люди с легкостью принимают все новое, полагаться они (подобно предшественникам — Х) привыкли лишь на себя.
Сформировавшиеся как личности в эпоху крутых перемен миллениалы ценят стабильность, в том числе в части заработка
Им в отличие от зумеров не претит поэтапное развитие в качестве специалистов. «Игреки» за некоторым исключением держатся за рабочие места, не против соблюдения регламентов, ценят полезные деловые связи.
Кроме того, в то время как коллеги помладше не признают авторитетов, миллениалы спокойно соблюдают субординацию. В принципе их можно было бы считать классическими рабочими лошадками, если бы не одно «но»: Y, подобно Z, не даст на себе «ездить».
Х — «иксы» (1967–1984 годы)
Максимально самостоятельные и не избалованные — это про тех, кому сейчас от 41 до 57. Их еще называют «потерянным поколением». Именно его представители сейчас находятся, что называется, у руля — занимаются финансовыми вопросами и решают политические проблемы. Почему же тогда потерянное, спросите вы? Да дело в том, что их в свое время, можно сказать, оставили один на один с выбором жизненного пути.
Представьте: еще вчера вы старательно гладили в школу пионерский галстук, а сегодня уже натягиваете на линейку американские джинсы с футболкой. На глазах у «иксов», с одной стороны, стали популярны The Beatles, ABBA, Kiss, Metallica и Владимир Высоцкий, прошла Олимпиада-80, с другой, продолжалась «холодная война», упал «железный занавес», началась перестройка и война в Афганистане.
Эти события в определенной степени стали причиной формирования у поколения Х индивидуализма, некоторого цинизма и способности к выживанию
Исполнительность «иксов» как сотрудников базируется на принципе «надо — значит надо». Там, где миллениалы засомневаются, а зумеры начнут спорить, представители поколения Х просто будут делать то, что от них требуется. Такое поведение ошибочно можно принять за смирение или безропотность, однако учтите, что «икс» не станет выстраивать с вами деловые отношения без чувства доверия. Это именно те люди, которые в случае обмана при трудоустройстве не поленятся и пойдут отстаивать свои права в суд. Кроме того, они не потерпят неуважительного к себе отношения.
Что касается скорости в работе, то некоторые представители поколения Х могут быть медленнее миллениалов и зумеров. Одно время на рынке труда существовал тренд — кандидатов 40+ не рассматривать. Однако в условиях демографической ямы и кадрового голода они проявили себя. В результате многие руководители не пожалели, так как нашли опытных и достаточно активных новых сотрудников. К слову, представители поколения Х особенно хороши в стабильных профессиях и сферах с четко выстроенными процессами: образование, здравоохранение, ритейл.
X + Y + Z =???
Разумеется, в одном коллективе часто работают люди разных поколений. Вопрос в том, кто и с кем способен «ужиться» лучше всего.
Больше всего повезло миллениалам, поскольку они посередине. Они могут ужиться с эмоциональными зумерами (порой снисходительно) и по-отечески воспринимают осторожничающих «иксов». Именно «игреки» имеют уже достаточный опыт взаимодействия с людьми и одновременно — до сих пор еще живо помнят свое беззаботное детство. Это самое эмпатичное поколение на данный момент. К тому же тренд на изучение психологии позволяет им более эффективно подстраиваться под каждого нового коллегу независимо от его возраста.
Y и Z
«Однако у нас был случай, когда мы трудоустроили девушку Y в компанию-стартап, где руководителями были зумеры. Не прошло и пары недель, как она была готова уволиться. Тот факт, что она была старше своих непосредственных начальников, ее не смущал. Беспокоило другое — практически с порога панибратское отношение, постоянное тыканье, задачи, ТЗ, которое менялось несколько раз в день, порой сама концепция бизнеса разворачивалась на 180 градусов», — рассказывает основатель рекрутингового агентства Veroliki Евгений Коваленко.
Миллениалка привыкла к рабочей атмосфере, а эмоциональный фон коллектива был похож на качели
«Это не самодурство — компания была достаточно успешной на своем рынке — а подход к работе, свойственный зумерам. Кстати, она все-таки не уволилась, после совместной встречи мы смогли все вместе прийти к определенному знаменателю», — отмечает эксперт.
X и Z
Еще один пример из практики Евгения Коваленко — специалист из поколения X отказался от хорошего предложения по работе из-за потенциального начальника-зумера. Он не озвучил это вслух, но было понятно, что дело именно в возрасте.
«Для большинства людей X в целом идея работать „под“ молодыми не приемлема. Это их обижает, заставляет чувствовать несостоятельность, даже если она ничем не подкреплена. В ситуации наоборот, когда X — начальник у Z, тоже могут возникать трудности. В плане возраста они как бы бабушка/дедушка и внук/внучка. И тут может быть два варианта: либо „внуки“ спокойно и терпеливо воспримут постоянное желание их воспитать, либо наоборот, будут всячески этому противиться», — объясняет основатель Veroliki.
Основатель рекрутингового агентства Veroliki