Конфликт разгорелся 26 июля на детской площадке жилого комплекса «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге. По одну сторону — жительница микрорайона, гулявшая с внучкой во дворе дома. По другую — наставницы центра «Какая разница», занимающиеся социальной интеграцией детей с особыми потребностями. Причина разногласий — дети с расстройством аутистического спектра, играющие на одной площадке с «обычными» детьми.
Женщина попыталась прогнать воспитанников центра, так как они якобы напугали ребенка, с которым она гуляла. При этом прямо перед произошедшим внучка женщины качалась вместе с детьми с особенностями развития на качелях и никаких проблем не было.
Местная жительница в грубой форме объяснила сотрудницам организации: дети с аутизмом не должны играть вместе с ее внучкой. «Детей уводите отсюда. Больные дети должны гулять отдельно», — сказала женщина.
«Он не разговаривает, мычит и кричит. Я не хочу, чтобы внучка смотрела на это все»
Она решила выяснить у наставницы, где расположен их центр и кто разрешил им гулять на общей площадке, параллельно угрожая, что они «отсюда съедут». «Вы нам тут не нужны! Развивайте своих детей где-нибудь в другом месте, — ругалась она. — Я не понимаю, почему вы сюда приходите. Вы здесь гулять не будете. У вас есть ваш двор, но мы еще выясним, можете ли вы там гулять с детьми вот с этими особенностями».
Все дело в том, что центр снимает помещение в третьем корпусе дома 18 по улице Адмирала Черокова, но получил разрешение от управляющей компании на прогулки на детской площадке во дворе соседнего корпуса. И это не устроило женщину, владеющую квартирой в этом доме. Героиня скандальной истории призвала наставниц центра организовать свою площадку, добавив, что для детей с особенностями развития «должны быть свои карантины, все свое».
Во время конфликта возмущенная жительница и одна из наставниц снимали друг друга на мобильные телефоны. При этом женщина несколько раз ударила сотрудницу центра по руке, потребовав, чтобы она перестала ее снимать. Затем женщина позвонила сотруднице управляющей компании и принуждала ее спуститься и увести детей с особенностями развития.
Видеозапись конфликта выложили в группе микрорайона во «ВКонтакте». Неадекватное поведение россиянки возмутило других жителей дома и пользователей соцсетей. «Такой стыд и позор! Говорит она, а стыдно мне. Как можно быть нетолерантной к деткам, что за дикость?» — удивилась одна из подписчиц. «Отдельные площадки нужны как раз для таких, как эта женщина, потому что об этике, деликатности, человечности и цивилизованности там даже речи не идет», — поддержала ее другая.
В итоге соседи узнали россиянку, которая прогоняла с площадки детей с расстройством аутистического спектра. После публикации видеозаписи женщине пришлось удалить свои страницы в социальных сетях из-за гневных сообщений и комментариев.
Позднее она попыталась объяснить свой поступок, чем вызвала еще большее негодование россиян. По ее словам, ребенок с особенностями развития действительно напугал девочку. «Он не разговаривает, мычит и кричит. У меня внучка слезла с горки и спрашивает: «Бабушка, это кто?» — поделилась женщина. Россиянка добавила, что она выходит отдыхать с ребенком и не хочет, чтобы девочка «смотрела на это все».
Многие россияне выросли, никогда не встречая людей с аутизмом, поэтому они подвержены влиянию мифов
Женщина считает, что у нее есть право устанавливать свои правила во дворе, поскольку она — собственница элитной квартиры. Также она похвасталась, что ей уже удалось запретить гулять на площадке воспитанникам местного детского сада. Россиянка уверена, что соседи ее поддержат и в решении прогнать со двора детей с особенностями развития.
Директор центра Валерия Катаева подчеркнула, что наставницы не впервые сталкиваются с агрессивной соседкой. Но в этот раз сотрудники центра написали заявление в полицию из-за оскорбления детей и нарушения закона о социальной защите людей с инвалидностью, так как женщина перешла все мыслимые и немыслимые границы. Следственный комитет в Санкт-Петербурге начал доследственную проверку информации о конфликте, который произошел на детской площадке.
«Какая разница» — некоммерческий центр помощи детям с расстройством аутистического спектра, расположенный в Санкт-Петербурге. Он занимает помещение неподалеку от площадки с января 2021 года. Центр существует на пожертвования и занимается обучением детей с особенностями развития любого возраста, проводит мероприятия для их родителей. Его посещают более 80 семей.
«Женщина, прогнавшая детей, думает, что они опасны или больны»
Татьяна Морозова— клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Почему произошел этот конфликт?
- Многие люди не понимают, что выгнать ребенка с особенностями развития с детской площадки — это не просто неэтично, но и незаконно. Любая дискриминация, в том числе и нарушение прав инвалидов, — это такое же нарушение закона, как воровство или порча чужой собственности.
- Люди с особенностями развития долго находились в изоляции. Многие россияне выросли, никогда не встречая людей с расстройствами аутистического спектра, поэтому они подвержены влиянию мифов о них. Женщина, прогнавшая детей с площадки, явно не училась в инклюзивной школе и ничего не знает об аутизме. Она думает, что эти дети опасны или больны и могут пугать других детей.
- Существует дефицит адекватной информации о людях с особенностями, их возможностях и потребностях, о том, почему инклюзивность полезна и важна для всех.
Что делать, чтобы таких ситуаций не было?
Нужно, чтобы было больше достоверной информации, чтобы дети имели возможность расти вместе, и чтобы инклюзивность была не только на бумаге. А для этого необходимо развивать профессиональное сообщество — обучать педагогов, врачей и других специалистов, которые смогут заниматься обеспечением реальной инклюзивности. Именно этим и занимается фонд «Обнаженные сердца» — он проводит информационные кампании и готовит специалистов.
Когда дети становятся старше, их отношение зависит от реакции взрослых — родителей, учителей
Россия в этом плане не уникальна. Такое было и в других странах — люди с особенностями долгое время были отделены от общества. Но постепенно ситуация меняется.
Могут ли дети с особенностями играть на одной площадке с нормально развивающимися детьми?
Маленькие дети не особо замечают, что их ровесники с расстройством аутистического спектра как-то отличаются от них. Когда они становятся старше, их отношение зависит от реакции взрослых — родителей, учителей. Если взрослые спокойны, владеют правильной информацией о детях с особенностями развития и могут ответить на возникающие у их ребенка вопросы об этом, то и ребенок ведет себя подобающим образом.
Об эксперте
Татьяна Морозова — клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца», приглашенный профессор факультета неврологии университета Нью-Мексико (США), консультант по развитию программ помощи семьям с детьми раннего возраста.