«В легкости новых встреч я просто уклонялся от боли»
Андрон, 36 лет
С девушкой мы расстались по моей инициативе, последние месяцы наших отношений были мучительны для обоих. Наши пути очевидно отдалялись друг от друга, это было больно признать и ей, и мне. Я сделал первый шаг — сказал, что так больше продолжаться не может. Она с этим не хотела соглашаться. Были слезы, встречи, расставание стало мучительным.
И вот, наконец, когда я понял, что нам лучше не видеться и не общаться даже в соцсетях, я остался наедине с собой. И почувствовал себя эмоционально просто на дне. Просыпался в состоянии апатии и пустоты. От общих друзей узнавал, что и подруге моей не лучше. Но я понимал: воссоединение — не выход, нам нужно отпустить друг друга.
Именно тогда в моей жизни стали появляться другие девушки. Одной из них я серьезно увлекся, думал, между нами возможны отношения. Я ошибался. На самом деле, как ни тяжело в этом признаваться, этих девушек я использовал. В легкости новых встреч и надежде на построение чего-то нового, я просто уклонялся от боли.
Сейчас я понимаю, что женщины гораздо более честно проходят расставание
А вот мужчины все-таки более трусливы и боятся столкнуться с трудными чувствами. Мы забиваем их алкоголем и самообманом в виде новых отношений. Справедливости ради, обманываем мы этим не только женщину, которая надеется на что-то серьезное, но и прежде всего самих себя. Я заводил отношения с другими просто потому, что так мне было легче.
Многие женщины, узнавая, что их бывший уже не один, начинают обвинять себя и задавать вопрос: что во мне не так? Плохо, если это толкает вас на то, чтобы найти в себе изъяны. Еще хуже, если вы сейчас на месте его новой подруги и пытаетесь переиграть бывшую, показать, что рядом с вами ему будет хорошо и он обо всем забудет.
Не надо «включать мамочку». С таким мужчиной просто не стоит продолжать общение. Лучшее для него — побыть наедине с собой.
Мужчина уходит к другой сразу после расставания не потому, что вы хуже. Он уходит, чтобы избавиться от мучительных чувств, с которыми вы, напротив, готовы встретиться. Вы оказываетесь во многом сильнее.
Вы можете плакать, просить о помощи. Говорить об этом с близкими. Вы пытаетесь разрешить ситуацию конструктивно. Мужчины в большинстве случаев к этому не готовы и ищут быстрых рецептов. И этим способом отвлечься для него часто становится новая женщина.
«Как мужчины, так и женщины, могут одинаково охотно укрываться в отношениях из-за страха встречи с самим собой»
Владимир Щербинин, гештальт-терапевт
Особенности воспитания мальчиков в нашей культуре и, в частности, ожидания от них меньшей чувствительности, чем от девочек, неизбежно порождают ряд стереотипов. Мы наблюдаем это и в истории Андрона. Попробуем на примере расставаний разобраться в гендерных и индивидуальных отличиях.
Требования к мальчикам нередко подразумевают необходимость взять на себя ответственность за переживания мамы, тем более, если она воспитывает его одна («Ты должен заботиться о маме, чтобы ей было хорошо»). Это, в свою очередь, приводит к тому, что страдания мамы, а потом девушки и жены, на глубинном уровне вызывают смесь вины и стыда, мучительные переживания собственной несостоятельности.
В результате такого воспитания эволюционно обусловленная роль мужчины как добытчика и защитника границ семьи начинает восприниматься как что-то непосильное. В этом случае желание мужчины не сталкиваться с такой ситуацией путем избегания ответственности естественно и понятно.
С другой стороны, мальчик, воспитанный в заботе (безусловной любви матери и признании отца), наблюдающий мужественность своего отца: его способность заботиться о себе, своей женщине и потомстве, — повзрослев, легче, с радостью и удовольствием будет проявлять и свою мужественность рядом с близкой женщиной.
Герой считает, что именно мужчины после расставания ныряют в новые отношения и ищут «быстрых рецептов» из-за того, что не готовы решать ситуацию конструктивно, то есть через проживание утраты и развитие автономности.
На мой взгляд, речь идет, скорее, об индивидуальных человеческих отличиях, чем о гендерных
Но то, что женщины лучше справляются из-за склонности открыто говорить о произошедшем со своим окружением, искать помощи, — наблюдение небезосновательное.
Думаю, что мужчины старше 20-25 лет подтвердят мнение автора. А вот те, кто моложе, не будут так уж сильно отличаться от женщин в способах проживания расставаний. Я связываю это с лучшей обстановкой в вопросах психологического просвещения, чем это было прежде.
Теперь про боль расставания. Тут часто путают два явления. Завершение отношений всегда связано с болью утраты привязанностей, но зачастую к этой боли примешивается еще одна, значительно более трудно переносимая. В отношения часто вступают из-за дефицита способности быть наедине с собой и не бояться возникающих внутренних вопросов.
Чтобы избежать этого, человек пытается защититься «второй половинкой», которая словно заслоняет его от необходимости искать опоры в себе. В этом случае расставание становится разрушением надежды на счастье и порождает невыносимое чувство утраты своей целостности.
Попытки подменить опору на собственные силы отношениями с партнером, найти в таком союзе внутреннее убежище, также не характеризуют тот или иной пол. С этим сталкиваются как мужчины, так и женщины.
Психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Общества Практикующих психологов Гештальт Подход
Личный сайт