Как думаете, какой продукт самый потребляемый человечеством? Нет, это не сахар и даже не вода. Этот продукт — информация. И если раньше она распространялась в основном через телевидение, радио и печатную прессу, то сегодня каждый из нас имеет в своем кармане ее неиссякаемый источник — мобильный телефон.
И это, безусловно, накладывает отпечаток на количество, а главное, на качество тех данных, которые к нам поступают. Наш мозг так устроен, что мы постоянно хотим потреблять информацию, и сегодня изобилие социальных сетей и интернет-изданий на любой вкус удовлетворяют эту потребность сполна.
Но стоит помнить, что далеко не вся информация — истина в последней инстанции. С каждым днем в сети появляется все больше фейковых новостей.
Мы с вами попробуем разобраться с тем, что представляют из себя «фейк ньюс» и зачем они создаются.
Что это такое
Для начала посмотрим, что же такое fake news? Это ложная или вымышленная новость, созданная для отвлечения внимания аудитории или формирования у нее определенного мнения. Фейки или сфабрикованные новости — это информационные продукты, в структуре которых правда либо содержится частично, либо полностью отсутствует. При этом их главная опасность заключается в том, что такие новости схожи с обычными новостями, в результате чего их легко принимают за правду и активно распространяют обычные пользователи.
Можно было бы подумать, что фейки появились в нашей жизни недавно, но если заглянуть в историю понятия fake news, окажется, что их корни берут начало еще в Античности. Например, в первом веке до н. э император Октавиан распространял ложную информацию о своем сопернике Марке Антонии. Он пускал слухи о пристрастиях Марка к выпивке. Позже Октавиан опубликовал документ под названием «Воля Марка Антония», где было указано, что Марк завещал, чтобы после смерти его похоронили в гробнице фараонов. В те времена эта новость привела в ярость народ Рима. Но затем выяснилось, что она была сфабрикованной.
Опасное оружие
Типы фейковых новостей
Все фейки можно разделить на 3 типа:
полная ложь и выдумка,
искажение и неверная интерпретация реальных фактов,
определенный юмор и сатира.
Когда-то фейки были просто слухами, затем текстами, потом картинками из фотошопа или плохо смонтированными видео. Но сегодня современные технологии позволяют подделать все что угодно — аудиосообщения, переписки в соцсетях и мессенджерах, звонки и так далее. И все это, как правило, выглядит очень реалистично. Распространяют подобный контент нередко боты и искусственный интеллект.
Кому выгодно?
Как чаще всего используют фейковые новости?
В политике для управления вниманием и общественным мнением.
В медиа для развлечения аудитории и повышения посещаемости ресурсов.
В сфере финансов для управления спросом на товары и управления деньгами населения.
В бизнесе для нанесения урона репутации определенным персонам или компаниям.
Фейки могут быть очень опасны для общества. Такие новости зарождают в людях панику и формируют состояние тревоги и неопределенности.
Все это усложняется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что большая часть аудитории не может отличить оригинал от фальшивки. И люди, сами того не осознавая, сами становятся распространителями, расшаривая и комментируя ложную информацию.
И если одни фейки условно безобидны, то другие представляют угрозу ментальному здоровью людей или являтся инструментом манипулирования сознанием.
Классический пример
К 1999 году 95% населения Великобритании были вакцинированы против кори. Позже из-за противников вакцины показатель снизился до 80%. А в ноябре 2008 года число случаев заболевания корью поднялось до рекордно высокого уровня 1996 года. Паника была вызвана медицинским работником Эндрю Уэйкфилдом. Он заявил, что вакцины против кори, краснухи и клещей могут вызывать аутизм. Статья доктора о вакцинации была опубликована в престижном медицинском журнале The Lancet. При этом ранее об Эндрю Уэйкфилде мало что было известно, но после публикации он стал частым героем телепередач.
Никто не мог подтвердить результаты исследования Уэйкфилда, и журнал BMJ решил провести независимое
Читайте здесь о том, как не потеряться в море информации, не принимать поспешных решений и быть критичнее ко всему, что пишется и говорится.