Вариант №1: Дед Мороз существует
По мнению клинического психолога Марии Макухиной, ответ на вопрос «Стоит ли уверять ребенка в существовании Деда Мороза» зависит от традиций в семье. Если родитель сам в детстве ждал подарков от Деда Мороза и не представлял Новый Год без этого персонажа, то веру ребенка можно поддерживать, рассказывая о том, как выглядит Дед Мороз, где он живет, как целый год трудится, готовя подарки для детей и как устает после новогодней ночи.
«Не стоит рассказывать, что Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые весь год хорошо себя вели, а „плохишей“ оставляет без подарков, — советует эксперт. — Маленьким детям очень важно безоценочное принятие — оно дает прочный фундамент для уверенности в себе в будущем, когда им придется так или иначе встретиться с оценкой и делением на хороших и не очень».
Вариант №2: Это все сказки
Если взрослый считает, что Дед Мороз — это сказочный персонаж, и незачем забивать ребенку голову верой в несуществующих волшебников, то нужно рассказывать о Деде Морозе именно в таком ключе.
«Это красивая праздничная традиция, по которой принято играть в то, что подарки приносит дед в красной шубе с длинной седой бородой. На самом деле все знают, что их покупают родители», — так, по словам Марии Макухиной, можно экологично рассказать о несуществующем персонаже.
Ребенку можно предложить поучаствовать в этой игре, чтобы создать праздничное настроение — например, написать письмо Деду Морозу, зная, что его прочитают родители. «Однако праздничную атмосферу вполне можно создать и без Деда Мороза, нарядив елку, украсив квартиру, подарив друг другу подарки и приготовив специальные новогодние блюда», — уточняет эксперт.
Ребенок узнал, что Деда Мороза не существует: что делать
В период от 3 до 7 лет дети склонны верить в сказки и чудеса. Потом у них появляется способность строить логические связи и, соответственно, сомнения в существовании сверхъестественных персонажей.
«Чем старше становится ребенок, тем меньше шансов убедить его в существовании чудес и волшебников. Рано или поздно он, конечно, догадается, откуда берутся новогодние подарки, — объясняет Мария Макухина. — Если ребенка „просветили“ сверстники, и он расстроился, что Деда Мороза не существует, ему понадобится ваша поддержка и сочувствие. Скажите ему, что понимаете его чувства, что вам тоже было бы грустно и неприятно о таком узнать».
Ребенок, начиная примерно с годовалого возраста, время от времени сталкивается с ситуациями, которые он не может изменить. И его задача — научиться принимать это чувство тщетности и переживать его. Это умение пригодится ему в дальнейшей жизни, когда отнюдь не все будет происходить так, как ему нравится и хочется.
«Маленьким детям не справиться с этим без помощи родителей, им нужна поддержка и сочувствие, — советует клинический психолог. — В случае с крушением легенды о Деде Морозе, можно посочувствовать ребенку и предложить ему альтернативу — придумать вместе, как сделать Новый год по настоящему волшебным и праздничным».
Клинический психолог детской клиники «Фэнтези»