«Воланд — не печальный душный дед»: кто и почему сексуализирует героя из «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2024 год)

Фото

«Кинопоиск»

Что происходит

Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» стал настоящим успехом. Картина с Юлией Снигирь и Евгением Цыгановым чуть больше чем за неделю проката сумела собрать больше одного миллиарда рублей, а вокруг самой экранизации стал зарождаться виртуальный фан-клуб. Так, пользователи соцсетей активно делятся артами и мемами вокруг героев фильма, а кто-то даже признается в любви к одному из его персонажей — Воланду в исполнении немецкого актера Аугуста Диля.

«Слава богу Воланда в новой экранизации наконец-то сексуализировали. Знали бы вы, как я устала объяснять людям, что Воланд это не печальный душный дед, а хаотичная, наглухо отбитая секси-катастрофа, читающая фанфики про Иисуса», — написала в X/Twitter @Y_O_R_I_C_K.

Как выяснилось, многие с этим оказались мнением согласны и поделились мыслями в комментариях:

  • «Хочу сказать огромное спасибо современной экранизации „Мастера и Маргариты“ за сексуального Воланда, наконец я могу полноценно шипперить его с Маргаритой. То, что актер немец, дает плюс сто к сексу», — @cherry_raco;

  • «Читая в романе фразу Азазелло о том, что любая женщина мечтала бы ему отдаться, примерно так я и представляла всегда Воланда. Аугуст с его высоким лбом, прошибающим насквозь взглядом и дьявольской харизмой был просто стопроцентным попаданием в роль — идеальный каст», — @EffyEtthereal;

  • «Из-за этого твита я отвлеклась от своих планов, нашла и посмотрела новую экранизацию. Согласна с каждым словом», — @iamyourmrgrt.

Зрителям также понравилось и то, каким было общение Воланда, Маргариты и Мастера — многие шутили о том, что оба они влюбились в Мастера, фантазировали, как те все вместе снимают одно жилье, и даже допускали сексуальные отношения между этими тремя персонажами.

Мнение психолога

Юлия Гордеева, психолог, психоаналитик

Почему Воланд показался зрителям таким привлекательным?

В фильме герой более властный, молодой, подвижный и любопытный, чем в книге и предыдущих экранизациях. Такой образ произвел впечатляющий эффект — многие поймали себя на мысли, что Воланд стал невероятно привлекателен и сексуален. В чем здесь дело?

  1. Искусная игра. Персонаж неотделим от актера, который его играет, — Аугуста Диля. Он говорит на родном немецком языке и сам делал и русскую озвучку. Это говорит об очень качественной работе над ролью. На образ работают и внешность, и движения, и тонкая мимика, и его собственный голос без дубляжа, а в нескольких сценах вообще «играют» только глаза. Здесь будет уместно выражение «холодная злоба», которая скрыта под маской интеллигентнейшего поведения и основана на абсолютной уверенности и власти.

  2. Смешение образов. Режиссер разворачивает перед зрителем две параллельные реальности, в которой есть два персонажа — это «турист, иностранец» и собственно «Воланд», Князь Тьмы. Когда смотришь фильм впервые, трудно сразу уловить переключение между этими ипостасями — думаю, этого эффекта и добивались создатели фильма: это сбивает с толку и, как следствие, пугает и вызывает восхищение.

  3. Ассоциация с предыдущей ролью актера. Многие уже знакомы с Агустом Дилем по фильму «Бесславные ублюдки», где он играет нацистского офицера, умного, жестокого, проницательного. И несмотря на то что персонаж отрицательный, зритель даже сожалеет, когда он погибает. Все дело в родовом и коллективном бессознательном: для русскоязычной аудитории это очень узнаваемый образ насилия, представленный немецким солдатом, оккупантом, злом, с которым столкнулись предыдущие поколения. А сексуальность в наших представлениях близко соседствует с агрессией. Другой известный феномен — популярное немецкое порно в стиле милитари, где тоже фигурирует образ немецкого солдата.

Все это работает на то, что аудитория верит тому, что видит, чувствует это абсолютное инфернальное зло и ощущает страх, от которого хочется защититься.

Откуда берется сексуальное влечение к такому образу?

Часто человек, проявляющий жестокое насилие, имеет психопатические черты: неспособность к эмпатии, холодность и безразличие к страданию другого. Самое «убойное» сочетание — приятная внешность и эмоциональная холодность, отстраненность. Интуитивно люди считывают такое поведение как странное и пугающее, но психопат включает трюк с отзеркаливанием и филигранно подстраивается под свою жертву, отражая ее чувства, что создает ощущение полного взаимопонимания.

В опасной ситуации люди нередко склонны наделять того, от кого чувствуют угрозу, привлекательностью, чтобы снизить аффект страха и даже смертельного ужаса. То есть мы имеем дело с защитным механизмом психики — сексуализацией.

Важно понимать, что это — не любовь. Такое чувство привязанности замешано на очень сильном страхе

Известный психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс полагала: «Люди могут сексуализировать любой опыт, бессознательно стремясь превратить ужас, боль или другое переполняющее их чувство в восторг. Сексуальное побуждение — наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Детским страхом смерти, который испытал ребенок, можно управлять посредством превращения травматической ситуации в жизнеутверждающую.

Люди с необычными сексуальными наклонностями часто имеют опыт детских переживаний, которые превосходили способность ребенка справляться с ними и трансформировались в сексуализацию травмы. Многие используют сексуализацию для того, чтобы преодолеть и сделать более приятными некоторые печальные события в нашей жизни. Для женщин более характерно сексуализировать зависимость, а для мужчин — агрессивность».

Зигмунд Фрейд писал о том, что либидо — сексуальная энергия — лежит в основе всех видов человеческой деятельности. И уже доказано, что секс используется для управления тревогой, сохранения самоуважения, отвлечения от стыда или внутренней умерщвленности.

Проблемна ли сексуализация?

Человеческие сексуальные фантазии и практики индивидуальны. Как и у любой другой защиты, у сексуализации есть контекст и последствия использования, которые и определяют, надо ли расценивать ее как позитивную адаптацию, дурную привычку или патологию. Но если женщина вновь и вновь вступает в отношения с мужчинами, которые ее бьют, то хорошо было бы поискать помощи.

О чем говорит поведение Воланда в фильме?

В сцене ужина после бала великолепно видно, как трудно Маргарите осмелиться высказать свое желание Воланду: «Верните мне моего любовника, Мастера… И пусть все будет как прежде». Герой улыбается своей неотразимой и пугающей улыбкой и говорит: «Ничего невозможно сделать, как прежде» — и затем уже более мягко добавляет: «…но мы постараемся».

Маргарита несет в себе любовь к Мастеру, надеется спасти его и воссоединиться с ним. И это происходит, потому что Воланд — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»: он имеет власть и может вознаградить Маргариту за ее страдания и службу ему (то есть покорность и подчинение).

Но это сказка, в которую обычной земной женщине не стоит верить

В финале фильма в реальности и Мастер, и Маргарита погибают, но в вечной жизни они счастливо живут в том самом домике с подвальчиком, наполненным книгами, который теперь находится на берегу моря — того моря, о котором был разговор между ними в начале знакомства. И тут зритель плачет, понимая, что в реальной жизни нет никого настолько великолепно прекрасного, могущественного, справедливого и любящего, кто может спасти и вознаградить за страдание. Это — сказка, дающая надежду. Но надежда — это уже немало, не так ли?

Юлия Гордеева

Психолог, психоаналитик, специалист сервиса Alter