Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/Висхолдинг: «игра в молчанку» как вид психологического насилия
Висхолдинг: «игра в молчанку» как вид психологического насилия
«Я с тобой не разговариваю!» — для многих из нас в детстве страшнее этих маминых слов могло быть разве что ее же угрожающее «дома поговорим». От услышанного становилось больно, грустно и тревожно: совершенно непонятно было, сколько продлится этот бойкот. А хуже всего то, что мы усвоили: с нами так можно. И, став взрослыми, продолжили терпеть подобное поведение от окружающих — в частности, от партнеров.
Давайте сразу расставим все точки над «i»: в том, чтобы в пылу ссоры выдавать партнеру все, что мы о нем думаем, припоминая все его прошлые прегрешения, тоже ничего хорошего нет. Но и «окатывать ледяным молчанием», упорно игнорировать — тактика нездоровая. Более того: в отдельных случаях это может превращаться в самый настоящий эмоциональный абьюз, который один человек применяет, чтобы контролировать другого и манипулировать им. В английском языке для такого поведения даже появилось отдельное название — «висхолдинг» (withholding — «воздержание», «приостановка»).
Но почему люди так себя ведут? Причин может быть несколько.
Избегание. Иногда мы начинаем «играть в молчанку» просто потому, что хотим избежать конфликта или не знаем, что сказать.
Неумение проговаривать чувства. Когда мы сами не понимаем, что именно чувствуем, или не умеем выражать свои эмоции, висхолдинг может стать способом показать партнеру, что мы чем-то расстроены.
Наказание. Это случай эмоционального абьюза, когда один партнер использует молчание, чтобы наказать второго и таким образом получить власть над ним.
По ряду признаков можно понять, что речь именно об абьюзе, а не о том, что второй партнер просто растерян и не знает, что сказать. Так, абьюзер и манипулятор:
явно хочет «наказать» вас, каким-то образом изменить, заставить почувствовать вину и стыд;
общается со всеми вокруг, кроме вас;
может молчать очень долго — целыми днями, а то и неделями;
сам решает, когда перестать вас игнорировать;
находит себе «союзников», вступает в коалиции с другими.
Исследования показывают*, что в молчанку играют как мужчины, так и женщины. Надо ли говорить, что такая тактика не способствует благополучному разрешению конфликта? Когда мы хотим поговорить с партнером о проблеме, а тот старательно уходит от разговора, ничего кроме гнева и раздражения это не вызывает. А если такое происходит систематически, это сказывается на нашей самооценке, чувстве принадлежности и значимости**.
«Честно говоря, я частенько так делаю, — признается 30-летняя Лиза. — Мне кажется, что муж должен сам догадаться, чем меня обидел и что сделал не так. Почему я всегда должна все разжевывать?! Да и не только он — в целом хочется, чтобы окружающие умели читать мысли. Знаю, это инфантильно, но что поделать».
Но, хотим мы того или нет, о своих чувствах, желаниях и обидах надо говорить — словами через рот.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СИТУАЦИИ ВИСХОЛДИНГА
Одна из проблем с игрой в молчанку состоит в том, что многих из нас такие случаи «отбрасывают» в прошлое: мы снова становимся маленькими растерянными детьми, которые не знают, как подступиться к родителям. Это не значит, что мы виноваты. Но только в наших силах что-то с этим сделать.
Что именно — зависит от того, подвергаемся ли мы абьюзу или нет. Если в целом отношения с партнером хорошие, он не пытается нами манипулировать, контролировать и «воспитывать», можно сделать следующее.
1. Назвать вещи своими словами
Можно так и сказать: «Я заметил(а), что ты мне не отвечаешь/замкнулся в себе. Поговорим?» Чем больше замалчиваний, тем сложнее решить проблему.
2. Использовать «Я-высказывания»
Когда ситуация для нас болезненна, легко скатиться в обвинения, что лишь усугубит конфликт. Так что лучше поговорить о происходящем, сместив фокус на свои чувства и используя старые добрые «Я-высказывания»: «Мне очень тяжело, когда ты со мной не разговариваешь. Я переживаю и не знаю, что и думать. Давай обсудим, что мы можем с этим сделать?»
3. Признать чувства другого
Дайте партнеру понять, что его или ее чувства для вас важны, что вы готовы выслушать и открыты для диалога. В разговоре старайтесь не занимать оборонительную позицию и не бросайтесь сразу предлагать решения — просто слушайте с эмпатией.
4. Извиниться (если есть, за что)
Несмотря на то что молчание, как уже было сказано, — тактика нездоровая, бывает так, что мы действительно задели чувства партнера своими словами или поступками. И за это, конечно, стоит извиниться.
5. Дать партнеру время «остыть»
Бывает так, что собеседник слишком зол или раздражен и замыкается в себе, просто чтобы не наговорить лишнего. В таком случае полезно бывает дать друг другу «таймаут» и только потом приступать к обсуждению проблемы. Однако в идеале стоит научиться заранее договариваться о таких паузах в разговоре.
А ЕСЛИ ПАРТНЕР — АБЬЮЗЕР?
Все приведенные выше советы актуальны лишь в случае здоровых отношений. Если же вы понимаете, что ваш партнер, скорее всего, абьюзер и использует молчание, чтобы манипулировать вами, ответ в большинстве случаев один: надо уходить.
Вот что нужно сделать перед уходом
Обратитесь за помощью к специалисту — психологу, психотерапевту, а если нужно — и к юристу тоже. Вы также можете позвонить на горячую линию для жертв домашнего насилия (список в конце статьи. — Прим. ред.).
Не оставайтесь в одиночестве, заручитесь поддержкой семьи и друзей.
Подготовьте «пути отступления»: заранее продумайте, где и на что будете жить, когда уйдете.
Почаще напоминайте себе о своих достоинствах, целях, ценностях и о том, что вы достойны только лучшего.
В наших силах изменить ситуацию
Разорвать отношения с партнером-абьюзером всегда нелегко. Вот что рассказывает 37-летняя Саша: «Возвращаясь мысленно назад и прокручивая историю наших отношений с мужем, я понимаю, что первые тревожные звоночки начали звучать очень рано. Например, еще во время «конфетно-букетного» периода он мог оставить меня одну в баре и молча уйти, если ему не нравилось, что я слишком дружелюбно общаюсь с другими мужчинами, а потом несколько дней не отвечать на мои сообщения и не брать трубку.
И знаете что? Я привыкла чувствовать себя виноватой. За то, что не так посмотрела, не то сделала, не подумала там, не предугадала желаний тут. Супружеская жизнь превратилась для меня в хождение по минному полю, а я этого даже не осознавала. Иногда даже хотелось, чтобы он просто на меня накричал — тогда бы я хоть поняла, что не так.
Но нет. Вместо этого я целыми днями, а то и неделями натыкалась на глухую стену молчания. Муж переставал ко мне прикасаться и либо вовсе не разговаривал со мной, либо обращался в таком ледяном тоне, что я снова чувствовала себя маленькой девочкой…»
«Лучше б мама на меня кричала» — так многие взрослые вспоминают ситуации, когда родители игнорировали их в детстве. Возможно, так действительно было бы проще и понятнее. Увы, переписать свою детскую историю мы не в силах. Но точно можем сделать что-то, чтобы те, кто рядом, не вели себя так с нами прямо сейчас.
С пострадавшими от домашнего насилия работают следующие организации
** Nezlek, J. B., Wesselmann, E. D., Wheeler, L., & Williams, K. D. (2012). Ostracism in everyday life. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 16(2), 91–104. https://doi.org/10.1037/a0028029