Виктор Пелевин выпустил новый роман. Почему мы так его ждали?

Мир нового романа Виктора Пелевина глазами нейросети

Фото

Midjourney

«Путешествие в Элевсин» — двадцатый по счету роман Виктора Пелевина, который стал продолжением двух предыдущих работ писателя, «Transhumanism Inc.» и «KGBT+». Впрочем, отсылки к сюжетам и персонажам прошлых книг — «Empire V» и «IPhuck 10» как минимум — в новинке тоже есть. С 29 сентября 2023 года роман доступен для читателей в печатном, электронном и аудиовариантах.

События «Путешествия в Элевсин» разворачиваются в знакомом читателям фантастическом мире, где римский император стремится достигнуть бессмертия, побывав в Элевсине (да-да, многие рецензенты уже пошутили, что Пелевин, как и все мужчины, думает о Римской империи). Отправляясь туда с помощником, правитель не догадывается, что за его путешествием будет следить агент из отдела безопасности международной корпорации.

Фигура Виктора Пелевина, несмотря на десятки опубликованных романов и наличие престижных премий, остается загадкой даже для его фанатов. С писателем практически нет ни одного интервью — не считая ролика начала девяностых, выложенного продюсером Николаем Картозией в YouTube в день выхода «Путешествия в Элевсин».

Таинственность автора, как и самобытный мир героев его книг, во многом и сформировали феномен, который ежегодно заметен в литературном сообществе, а именно — нетерпеливое ожидание его новых работ, в которых одни ищут высказывания о происходящем в мире сегодня, а другие — бегства от реальности в мир фантастики и неординарности.

Почему книги Виктора Пелевина так ждут? 

«Каждая новая книга — как продолжение игры»

Антонина Третьякова, кандидат психологических наук, доцент Финансового университета

Когда-то и я ждала выхода новых романов Пелевина. В его книгах много деталей нашей реальности: в жизни они часто незаметны, неудобны и неприятны. При чтении они распознаются и воспринимаются как своя среда, но при этом на них смотришь через призму легкости и ироничности. Увидеть свою действительность в другом ракурсе — это же интересно, увлекательно, поэтому новый роман люди ждут, как продолжения игры. Через какие волшебные стеклышки теперь будем смотреть на наш мир и за чем именно мы будем наблюдать?

Я лично перестала ждать книг Пелевина, потому что гонка с выпуском романов в укороченные сроки ему на пользу не пошла. Россыпь узнаваемых деталей сократилась до нескольких фишек, а мысли и идеи он теперь расходует на одну книгу очень экономно. Некоторые ждут выхода произведений Пелевина по привычке, по традиции. Его книги связаны с молодостью, с кругом друзей. Его творчество стало атрибутом своего круга, а люди держатся за свой круг, поддерживают свою идентичность. И даже если одна книга разочаровывает, все равно остается надежда на следующую.

Виктор Пелевин выпустил новый роман. Почему мы так его ждали?

Мир нового романа Виктора Пелевина глазами нейросети

Фото

Midjourney

«Популярности Пелевина способствует „эффект Зейгарник"»

Дарья Яушева, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Виктор Пелевин — персонаж, который многие годы сохраняет инкогнито, остается загадкой и при этом сохраняет свой почерк.

Советский психолог Блюма Зейгарник вывела феномен, известный сегодня по ее имени, — «эффект Зейгарник». В классическом варианте он звучит так: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Сознание стремится к завершенности — по-своему это объясняет и гештальт-терапия. Создатель этого направления, Фредерик Перлз, утверждал, что личность обладает сильным стремлением к тому, чтобы завершить незаконченное, достичь ощущения целостности и наполненности. Пока этого не произошло, человек ощущает внутреннее напряжение и интерес.

Люди-загадки вызывают желание разгадать их, понять. После того, как это произойдет, уйдет напряжение и интерес угаснет.

В случае с Пелевиным, который умело пользуется этим эффектом, разгадки не произошло. Он продолжает оставаться автором «под маской», рок-звездой от литературы

Я бы сказала, что это похоже на интерес к художнику Бэнкси, который также остается загадочной фигурой. Этим же пользовались голливудские режиссеры, когда снимали маскарад и сводили героев, которые не узнавали друг друга. То же самое и с книгой «Призрак оперы» Гастона Леру и ее экранизациями: вместе с героиней мы стремимся разгадать, кто же скрывается под маской, — мы сопереживаем ей и испытываем интерес.

Не менее важно, что у Пелевина уже есть сложившаяся репутация, то есть совокупность мнений внутри группы. И человек, как говорит социальная психология, будет склонен скорее разделять общую точку зрения, чем противостоять ей. Грубо говоря, если сложилась привычка ждать книги определенного автора и это разделяют другие люди, я тоже буду это делать. Это дает ощущение общности, единения.

Кроме того, Пелевин остается «своим», потому что использует тот язык, которым говорит его читатель. Он актуален, с одной стороны, но индивидуален — с другой. Это живая «легенда», до которой ты можешь дотянуться рукой. К тому же Пелевин — авторитетный автор, и тут мы подходим уже к другому социально-психологическому феномену — «эффекту ореола», когда общее впечатление о фигуре влияет на восприятие особенностей. Пелевин популярен, и у него есть конкретный образ — разъясняющего гуру, почти религиозной фигуры, к которой всегда хочется прикоснуться, получить некое знание.

Я думаю, что от его работ стоит ожидать, как обычно, тонкого языка и сонастройки с читателем. Обращения к актуальным феноменам, стереотипам, мемам, повестке. Это способ построения связи и воздействия практически, как это делают НЛП-специалисты. Сторителлинга, причем очень тонкого и психологического.

Пелевин безусловно психологичный автор, интуит и аналитик одновременно

Возможно, герои будут находиться одновременно в двух мирах — реальном и фантазийном, как это часто бывает, — в пространстве сознания и бессознательного. Сон и явь. И часть сновидческая будет насыщена символами. Именно так и происходит в бессознательном.

Я бы ожидала привычного для Пелевина трансового повествования. Постепенного вовлечения в это существование между сознанием и бессознательным. Транс направлен на образы, ощущения, мечтания. И это здорово, потому что транс сам по себе терапевтичен, а это — то, что человеку в сегодняшнем перенасыщенном информацией мире может быть ценно.

Виктор Пелевин выпустил новый роман. Почему мы так его ждали?

Обложка нового романа Виктора Пелевина

Фото

Эксмо-АСТ

«Романы Пелевина немного похожи на гороскоп»

Мария Пименова, шеф-редактор Maximonline.ru

В своем романе «Ампир V» 2005 года Пелевин устами одного из героев раскрыл карты. Современные писатели, по его словам, после того, как напишут роман, открывают глянцевые журналы и насыщают текст актуальными и остромодными терминами: брендами, названиями, именами. Тут, конечно, стоит сделать поправку на то, что говорилось это в «жирные» нулевые, когда гламур был не менее важен, чем дискурс. Но в целом произведения Пелевина — это всегда цайтгейст, как он есть. 

Уверена, несмотря на то, что писатель уже около двадцати лет живет затворником (кстати, интересный факт, что именно столько — с 2001 года — его произведения и выходят строго ежегодно, не нарушая графика) и не показывается на людях, Пелевин крепко держит руку на пульсе и очень точно ухватывает самые яркие тренды. Так что у него и #MeToo, и АУЕ (движение признано экстремистским на территории РФ. — Прим. ред.), и масоны, и все, конечно же, замешано на его любимом буддизме.

Так почему Пелевина так ждут? Примерно потому же, почему все читают гороскопы. Открываешь очередной роман, а там опять — Виктор Олегович написал про нас с вами, да так точно все подметил! И это одновременно и плюс, и минус его романов. Не всех, конечно, но многих. Вряд ли его вещи середины десятых будут понятны без разъяснительной бригады лет эдак через двадцать. «Чапаев и Пустота» или «Generation П» — да. А вот, например, какой-нибудь «Смотритель» или «Любовь к трем цукербринам» — не уверена.

Его новый роман, «Путешествие в Элевсин», критики скорее хвалят, и я хотела бы к ним сдержанно присоединиться. Из всей тройки «Transhumanism Inc.» и «КГБТ+» он, пожалуй, может похвастаться самым захватывающим сюжетом, и читать его увлекательно не только как настольный оракул, но как роман.

Антонина Третьякова

Кандидат психологических наук, доцент Финансового университета

Дарья Яушева

Клинический психолог, КПТ и схема-терапевт. Автор телеграм-канала «Психолог пишет…»

Личный сайт

Мария Пименова

Шеф-редактор Maximonline.ru