«Путешествие в Элевсин» — двадцатый по счету роман Виктора Пелевина, который стал продолжением двух предыдущих работ писателя,
События
Фигура Виктора Пелевина, несмотря на десятки опубликованных романов и наличие престижных премий, остается загадкой даже для его фанатов. С писателем практически нет ни одного интервью — не считая ролика начала девяностых,
Таинственность автора, как и самобытный мир героев его книг, во многом и сформировали феномен, который ежегодно заметен в литературном сообществе, а именно — нетерпеливое ожидание его новых работ, в которых одни ищут высказывания о происходящем в мире сегодня, а другие — бегства от реальности в мир фантастики и неординарности.
Почему книги Виктора Пелевина так ждут?
«Каждая новая книга — как продолжение игры»
Антонина Третьякова, кандидат психологических наук, доцент Финансового университета
Когда-то и я ждала выхода новых романов Пелевина. В его книгах много деталей нашей реальности: в жизни они часто незаметны, неудобны и неприятны. При чтении они распознаются и воспринимаются как своя среда, но при этом на них смотришь через призму легкости и ироничности. Увидеть свою действительность в другом ракурсе — это же интересно, увлекательно, поэтому новый роман люди ждут, как продолжения игры. Через какие волшебные стеклышки теперь будем смотреть на наш мир и за чем именно мы будем наблюдать?
Я лично перестала ждать книг Пелевина, потому что гонка с выпуском романов в укороченные сроки ему на пользу не пошла. Россыпь узнаваемых деталей сократилась до нескольких фишек, а мысли и идеи он теперь расходует на одну книгу очень экономно. Некоторые ждут выхода произведений Пелевина по привычке, по традиции. Его книги связаны с молодостью, с кругом друзей. Его творчество стало атрибутом своего круга, а люди держатся за свой круг, поддерживают свою идентичность. И даже если одна книга разочаровывает, все равно остается надежда на следующую.
«Популярности Пелевина способствует „эффект Зейгарник"»
Дарья Яушева, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Виктор Пелевин — персонаж, который многие годы сохраняет инкогнито, остается загадкой и при этом сохраняет свой почерк.
Советский психолог Блюма Зейгарник вывела феномен, известный сегодня по ее имени, — «эффект Зейгарник». В классическом варианте он звучит так: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Сознание стремится к завершенности — по-своему это объясняет и гештальт-терапия. Создатель этого направления, Фредерик Перлз, утверждал, что личность обладает сильным стремлением к тому, чтобы завершить незаконченное, достичь ощущения целостности и наполненности. Пока этого не произошло, человек ощущает внутреннее напряжение и интерес.
Люди-загадки вызывают желание разгадать их, понять. После того, как это произойдет, уйдет напряжение и интерес угаснет.
В случае с Пелевиным, который умело пользуется этим эффектом, разгадки не произошло. Он продолжает оставаться автором «под маской», рок-звездой от литературы
Я бы сказала, что это похоже на интерес к художнику Бэнкси, который также остается загадочной фигурой. Этим же пользовались голливудские режиссеры, когда снимали маскарад и сводили героев, которые не узнавали друг друга. То же самое и с книгой
Не менее важно, что у Пелевина уже есть сложившаяся репутация, то есть совокупность мнений внутри группы. И человек, как говорит социальная психология, будет склонен скорее разделять общую точку зрения, чем противостоять ей. Грубо говоря, если сложилась привычка ждать книги определенного автора и это разделяют другие люди, я тоже буду это делать. Это дает ощущение общности, единения.
Кроме того, Пелевин остается «своим», потому что использует тот язык, которым говорит его читатель. Он актуален, с одной стороны, но индивидуален — с другой. Это живая «легенда», до которой ты можешь дотянуться рукой. К тому же Пелевин — авторитетный автор, и тут мы подходим уже к другому социально-психологическому феномену — «эффекту ореола», когда общее впечатление о фигуре влияет на восприятие особенностей. Пелевин популярен, и у него есть конкретный образ — разъясняющего гуру, почти религиозной фигуры, к которой всегда хочется прикоснуться, получить некое знание.
Я думаю, что от его работ стоит ожидать, как обычно, тонкого языка и сонастройки с читателем. Обращения к актуальным феноменам, стереотипам, мемам, повестке. Это способ построения связи и воздействия практически, как это делают НЛП-специалисты. Сторителлинга, причем очень тонкого и психологического.
Пелевин безусловно психологичный автор, интуит и аналитик одновременно
Возможно, герои будут находиться одновременно в двух мирах — реальном и фантазийном, как это часто бывает, — в пространстве сознания и бессознательного. Сон и явь. И часть сновидческая будет насыщена символами. Именно так и происходит в бессознательном.
Я бы ожидала привычного для Пелевина трансового повествования. Постепенного вовлечения в это существование между сознанием и бессознательным. Транс направлен на образы, ощущения, мечтания. И это здорово, потому что транс сам по себе терапевтичен, а это — то, что человеку в сегодняшнем перенасыщенном информацией мире может быть ценно.
«Романы Пелевина немного похожи на гороскоп»
Мария Пименова, шеф-редактор Maximonline.ru
В своем романе
Уверена, несмотря на то, что писатель уже около двадцати лет живет затворником (кстати, интересный факт, что именно столько — с 2001 года — его произведения и выходят строго ежегодно, не нарушая графика) и не показывается на людях, Пелевин крепко держит руку на пульсе и очень точно ухватывает самые яркие тренды. Так что у него и #MeToo, и АУЕ (движение признано экстремистским на территории РФ. — Прим. ред.), и масоны, и все, конечно же, замешано на его любимом буддизме.
Так почему Пелевина так ждут? Примерно потому же, почему все читают гороскопы. Открываешь очередной роман, а там опять — Виктор Олегович написал про нас с вами, да так точно все подметил! И это одновременно и плюс, и минус его романов. Не всех, конечно, но многих. Вряд ли его вещи середины десятых будут понятны без разъяснительной бригады лет эдак через двадцать.
Его новый роман, «Путешествие в Элевсин», критики скорее хвалят, и я хотела бы к ним сдержанно присоединиться. Из всей тройки «Transhumanism Inc.» и «КГБТ+» он, пожалуй, может похвастаться самым захватывающим сюжетом, и читать его увлекательно не только как настольный оракул, но как роман.
Кандидат психологических наук, доцент Финансового университета
Клинический психолог, КПТ и схема-терапевт. Автор телеграм-канала «Психолог пишет…»
Личный сайтШеф-редактор Maximonline.ru