Антрополог Бенджамин Пуржицки из Университета Британской Колумбии в Канаде вместе с коллегами решил проверить гипотезу о том, что подобные верования способствуют развитию кооперации между людьми, что является важной предпосылкой развития цивилизации.
Для этого исследователи провели собеседование и игровой эксперимент в общей сложности с 591 человеком из восьми различных культур в разных уголках планеты — в Сибири, на Фиджи, в Бразилии и других регионах. Некоторые из этих людей работали по найму, другие вели традиционный образ жизни охотников-собирателей. Часть участников исследования исповедовала какую-то из главных мировых религий — христианство, буддизм или ислам, другие же были приверженцами традиционных верований и поклонялись различным местным богам или духам предков.
Основной эксперимент заключался в следующем: каждому участнику нужно было сыграть в две игры. В обеих им требовалось бросать игральную кость и, в зависимости от того, что выпадет, класть каждую из 30 выданных им монет в одну из двух чашек. При этом соблюдение правил никто не контролировал и манипулировать результатом было очень легко, так как участник сам выбирал, какие результаты броска кубика какой чашке соответствуют.
Те, кто верил во всезнающих богов, гораздо честнее распределяли монеты между собой и далеким незнакомцем той же веры
В первой игре деньги в одной из чашек должны были достаться незнакомому человеку той же религиозной принадлежности, что и участник, и живущему там же. Деньги из второй чашки также шли человеку той же религиозной принадлежности, но живущему в другом месте. Во второй игре деньги из первой чашки доставались самому участнику, из второй же — снова далекому собрату по вере.
Монеты обладали немалой ценностью. Если участник во второй игре оставлял все монеты себе, он мог обменять их на сумму, равную его зарплате за целый день. Охотники-собиратели могли обменять монеты на большую порцию кукурузы.
По теории вероятности участники, соблюдающие все правила, положили бы в каждую чашку примерно одинаковое количество монет. Многие участники активно нарушали правила в свою пользу. Однако соблюдение правил сильно зависело от исповедуемой религии. Те, кто верил во всезнающих богов, следящих за соблюдением моральных законов и карающих за прегрешения, гораздо честнее распределяли монеты между собой и далеким незнакомцем той же веры. При этом вера в богов, награждающих добрые дела или же в карающих местных (то есть не всеведущих) богов или духов не влияла на поведение участников.
По словам Бенджамина Пуржицки, верующие в строгого всеведущего Бога (или богов) «честно соблюдают правила по отношению к людям, которых они никогда не видели». Исследователи полагают, что подобные верования способствовали созданию социальных и экономических институтов, лежащих в основе цивилизации. При этом ученый подчеркивает, что из этих результатов не следует, что религиозные люди добрее прочих — они всего лишь более склонны к сотрудничеству (причем лишь с единоверцами).