Что изменится
Разговоры пациентов с врачами будут записываться — эта инициатива обсуждалась с конца 2023 года и теперь вступит в силу, по крайней мере, в Москве. Это подтвердили представители столичного Депздрава.
Прослушка будет вестись через аудиобейджи на одежде врачей, а сама запись, по заверениям чиновников, будет обезличенной. В пилотном формате такая идея была реализована еще осенью 2023 года.
Мнение врачей
Отношение к ней у специалистов неоднозначное — мы поговорили с некоторыми докторами, чтобы узнать, в чем может быть опасность такой прослушки, как она может навредить специалистам и их пациентам и когда она может помочь.
Антон Иванов, главный врач клиники «МАММА», онколог, онкохирург, химиотерапевт
Это прослушка пациентов и врачей с целью оценки соблюдения врачами правил общения с пациентами. Такая мера, на мой взгляд, вызывает пока больше сомнений и недопонимания.
Это нововведение до конца не продумано с технической стороны: если нужно решить какой-то профессиональный вопрос, то кто будет прослушивать это огромное количество записей и оценивать профессионализм врачей? Понадобится огромное количество медработников.
Кроме того, врачи — это люди, получившие высшее образование, подразумевающее определенный уровень интеллектуального развития
Выражать свои мысли и общаться с людьми они должны уметь. А эта мера — унижение как для врача (такой надзор демонстрирует открытое недоверие к врачу), так и для пациента, который вынужден согласиться с тем, что все интимные подробности будут доступны третьим лицам. Бюджет на реализацию будет наверняка затрачен приличный. Считаю, что эти деньги лучше потратить на тренинги для врачей, посвященные эффективной коммуникации с пациентом и медицинской этике.
Светлана Кочмала, магистр общественного здравоохранения, бывшая руководительница сети премиальных глазных клиник «Ирис» доктора О. Б. Кочмала
Как идея «прослушки» может помочь
В практике бывают разные случаи, которые возникают при общении пациента и врача. Когда есть запись разговора, можно избежать очень многих недопониманий.
Ведь не исключено, что ситуация может быть виной как пациента, так и врача. Эти записи можно использовать потом в качестве улик или подтверждающей информации, допустим, в суде.
Сейчас очень много случаев, когда пациенты подают суд на врачей и рассказывают, что им чего-то не говорили, они этого не знали и так далее
На что врачи отвечают, что они говорили. И здесь главное подтверждение — медицинский документ. Но даже если он заполняется, не факт, что пациент его читает, — из-за этого возникает очень много разногласий.
Так запись становится полезной для:
судебных разбирательств как доказательство;
для внутреннего контроля качества в клиниках, когда у руководства есть возможность контролировать манеру общения врачей с пациентами.
Сейчас все больше руководители клиник должны работать над тем, чтобы контролировать манеру общения врача с пациентом и обучать этой технике сотрудников — без такого контроля это очень сложно отследить, ведь просто довериться на слово — это не очень эффективно.
Нарушает ли «прослушка» врачебную тайну
Когда будут закреплены определенные регламенты по использованию и хранению этих данных, то врачебная тайна будет сохранена и ничего страшного в этом не будет.
Я, со своей стороны, вижу больше плюсов, чем минусов.
Эти записи могут быть плюсом как для пациента, так и для врача. То есть они сыграют на руку для всех, кроме, наверное, людей, которые занимаются потребительским терроризмом, шарлатанов или врачей, которые не умеют общаться с пациентами.
Во всех остальных случаях это только плюс, так как улучшает качество взаимодействия врача и пациента
К тому же записи приемов нередко втихаря делают как пациенты, так и врачи. Бывает, что заходит пациент с кем-нибудь из сопровождающих и включает диктофон, потому находится в стрессовом состоянии и очень много информации пропускает мимо ушей. То есть это делается для удобства пациента, а не чтобы поймать врача на чем-либо.
Есть и такие люди, которые приходят заведомо с установкой, что врач сейчас что-то будет делать, говорить не так, и они сейчас поймают его. Иногда врач может использовать запись разговора даже для того, чтобы отслеживать свою технику общения и так далее. Но со стороны врачей это бывает в крайне редких случаях.
Антон Елисеенко, врач-психиатр
Перспектива обязательной записи приемов с пациентами несет за собой напряжение в отрасли психиатрии, потому что это очень стигматизированное направление.
Многие пациенты, обращающиеся в ПНД, хотели бы, чтобы их визит прошел без записи в карту и тех ограничений в правах, которые она несет за собой. Из-за этого многие, в попытках избежать этой стигмы, обращаются в частные клиники. Если возникает риск, что запись из кабинета психиатра может оказаться в общем доступе, это еще больше отпугнет людей от того, чтобы взаимодействовать с врачами, посещать их кабинеты. Таким образом будет затронуто мое направление медицины.
Также это может ухудшить доверие к врачам в целом, потому что и работать, и рассказывать о своих проблемах под запись — очень тяжело. Я думаю, есть немало направлений, для которых эти перемены также несут большое значение из-за стигматизации:
дерматовенерология,
проктология,
урология,
гинекология.
Люди могут стесняться своих заболеваний, избегать того, чтобы рассказывать врачам о них. Даже на своих психиатрических сеансах я сталкиваюсь с тем, что люди могут постесняться рассказать о каких-то хронических соматических заболеваниях, даже если их специально спрашиваешь.
В то же время сами врачи будут испытывать постоянную дополнительную нагрузку
Основная наша задача — лечить пациента и помогать ему. Несмотря на то что лично я считаю, что уровень медицинского образования у нас сейчас не на том уровне, на котором хотелось бы, если врачи начнут более формально и вежливо общаться — это не улучшит в целом уровень медицинских показателей. Сам врач будет постоянно находиться в стрессе от того, что его записывают на диктофон, все его приемы прослушиваются, эти записи попадают в распоряжение проверяющих органов, которые могут быть недовольны его работой.
С подобной ситуацией я уже сталкивался в одной из московских больниц, где есть телефон доверия. Его сотрудники обзванивают пациентов и на любые их, не всегда даже обоснованные, высказывания пишут жалобы начальству, ведь их основная задача это проверить и найти какие-то ненормативные действия. Иногда это могли быть и полностью оторванные от реальности претензии.
Тем более что нам еще непонятна сама система: что будет грозить врачу, если проверяющий отдел, прослушивающий эти записи, будет оценивать их отрицательно.
Ирина Потёмкина, психотерапевт
Загоняя специалиста в жесткие рамки протоколов и контроля, мы можем потерять что-то очень важное — творчество в профессии, свежий взгляд, открытость, смелость слушать внутренний голос интуиции и искреннее желание помогать и служить человечеству. Все это должно находиться в разумном количестве и в балансе с научной базой.
Плюсы ведения аудиозаписи
Возможность супервизировать работу специалиста, особенно начинающего — с целью оценки и улучшения качества.
Большая осознанность и ответственность у терапевта, меньше халатности и безразличности.
Меньше поводов для «медицинской агрессии».
Минусы ведения аудиозаписи
Больший контроль, влекущий повышение давления на специалиста, увеличение тревожности, страхов, что может негативно сказаться на его психическом здоровье и способствовать большей закрытости.
Проблемы с врачебной тайной. С одной стороны, файлы могут попасть в третьи руки, будучи похищенными. С другой — пациенту будет много сложнее признаваться в каких-то моментах, зная, что это фиксируется и будет храниться.
Резкое снижение возможности проявлять доверие своему опыту и профессиональному чутью, а это все же всегда было неотъемлемой частью работы врача, особенно хирургов и психотерапевтов. — тенденция превращения терапевта в некого робота без эмоций, четко выполняющего свою роль. Мы знаем, что сочувствие, искренняя забота, общечеловеческая любовь всегда творили чудеса, помогая выздоровлению пациентов. Аудиозапись может привести к стеснению в проявлении у специалиста как личности.
На мой взгляд, там, где много контроля, мало доверия. А где его мало, непросто ожидать фейеричных результатов, да и вообще любви к своей работе.
Идея с аудио имеет свои прекрасные стороны, но, очевидно, требует доработки и осмысления, где именно такой подход необходим.
Главный врач клиники «МАММА», онколог, онкохирург, химиотерапевт
Бывшая руководительница сети премиальных глазных клиник «Ирис» доктора О. Б. Кочмала, окончила магистратуру по специальности «Общественное здравоохранение»
Врач-психиатр
Психотерапевт