«12 лет за пропаганду!»
О инициативе Татьяны Буцкой СМИ
«В настоящее время участились случаи присвоения родителями имен детям, не соответствующих их полу. Так, например, при рождении девочки родителями ей было присвоено имя Михаил»
Статистики, которая подтвердила бы распространенность таких случаев, ни Буцкая, ни другие депутаты не предоставили. На данный момент детей нельзя называть именами, которые состоят из:
цифр;
буквенно-цифровых обозначений;
числительных;
знаков, кроме дефиса;
ругательств, титулов и должностей.
Буцкая также отмечает, что запрет не должен коснуться таких женских имен, как Павла, Петра или Миша — они популярны в Восточной Европе и могут встретиться в России. Депутат заявила, что речь идет лишь о тех именах, которые «однозначно» считаются только мужскими или женскими — какие именно попадут в этот список и как будет аргументирована их гендерная принадлежность, решать будут отечественные ученые.
В соцсетях инициативу встретили негативно, к примеру, в телеграм-канале «Москвач»
«Следующим нововведением будет список поз, в которых этих детей можно заделывать, а в каких нельзя»;
«Скоро будем через Госуслуги подавать заявление на проверку имени соответствию ценностям России»;
«Даниэлла, по их мнению, попадет под запрет? Еще и 12 лет дадут за пропаганду».
«Такая инициатива выглядит логично — она ложится в русло традиционных ценностей»
Анна Уткина, детский и подростковый психолог
Как имя влияет на человека?
До определенного возраста ребенку в принципе не важно, какое у него имя, что оно означает и в честь кого дано. Просто потому, что у ребенка еще не сформирован понятийный аппарат и недостаточно развиты полушария, чтобы анализировать информацию.
Но уже к двум-трем годам у ребенка формируется первичная поло-ролевая идентичность: ребенок еще не сможет аргументировать, почему он(-а) так считает, но точно сможет определить свой пол. И с взрослением понимание различий между девочками и мальчиками углубляется, дополняется деталями.
Этот процесс исследовал и описал российский социолог и психолог Игорь Кон. Он написал десятки книг на тему пола, гендера, сексуальности и говорил: «После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными: на основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский или аскриптивный, то есть приписанный) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Все эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт ребенка и его образ „Я“, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека. Одни ее аспекты заданы биологически, а другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться друг с другом».
Отсюда можно сделать вывод: имя — один из факторов, который влияет на формирование у ребенка его образа «Я» и понимания, «к какому полу я принадлежу»
И понимание это придет к ребенку со временем, в ходе взаимодействия с другими людьми и в том числе из того, как они к нему относятся.
Возьмем абстрактного мальчика, которого назвали, например, женским именем Светлана. В один-два года ему будет не важно, к какому гендеру принадлежит это имя. Но в три-пять лет в садике дети будут смеяться над таким мальчиком, потому что либо у них в семье есть кто-то из женщин с таким именем и дети сами его относят к числу женских, либо родители дома им сказали, что этот мальчик странный, потому что его зовут как девочку. Мальчику будет дискомфортно, но после нескольких стычек и увещеваний воспитателя «не трогать этого ребенка» все как-то уляжется, все привыкнут.
В школе на этой почве может начаться травля, потому что ситуации буллинга чаще всего возникают именно среди детей в начальном звене.
«Мальчик Света» может стать изгоем на долгие годы, пока в 14 лет не поменяет имя при получении паспорта. И к этому времени с высокой вероятностью он уже успеет проникнуться самыми пламенными чувствами к своих родителям-выдумщикам.
Если мы представим этих родителей и зададимся вопросом, зачем они решили дать этому мальчику такое имя, то можно предположить, что у них такое оригинальное чувство юмора и восприятие ребенка как объекта — «Я тебя породил, я тебе и дам имя, какое мне заблагорассудится». Или, например, что у них настолько лиминальное мышление, что они не считают риски конфликтов у своего ребенка с социумом достаточно весомой причиной, чтобы не дать ему такое имя.
В любом случае, принимая решение дать ребенку такое имя, родители видят только свои потребности и не задумываются о будущих потребностях новорожденного. Ведь совершенно точно они не будут с ребенком 100% его жизни, чтобы помогать ему справиться с давлением социума. И он должен будет как-то сам урегулировать эту ситуацию, нивелируя последствия выбора родителей.
На мой взгляд, это не очень справедливо в отношении ребенка.
Что значит имя в жизни человека в целом?
Хочется вспомнить опыт древних славян, у которых символике имени придавалось большое значение. Внутри одной династии по мужской линии использовались, как правило, одни и те же имена, внуков называли в честь дедов. Простолюдины не могли называть своих детей княжескими именами.
Или, к примеру, опыт индейских племен, где существует секретное имя, которое знают только самые близкие члены семьи, и второе имя — для племени. Его дает шаман, оно меняется в зависимости от возраста и отражает определенные события, произошедшие в жизни человека.
Опыт древних, может быть неосознанно, переняли и мы — современные люди
Когда родители выбирают ребенку определенное имя, они вкладывают в него какой-то свой смысл. Они дают его, например:
исходя из значения и пожелания ребенку иметь особые качества личности;
в честь кого-то из членов семьи;
в честь известного человека, который нравится родителям.
В любом случае вокруг имени в семье формируется своя легенда: почему малыша так назвали, какой смысл закладывали. И в результате ребенок получает своеобразное послание: «Будь таким».
В итоге дети бессознательно следуют этому предначертанию, поскольку им важно быть принятыми своими значимыми взрослыми и удовлетворить их ожидания.
Таким образом, с точки зрения психологии, когда мальчика назвали Света, ему могли передать, например, установку: «Неси свет, будь лучезарным». Плохо ли это? Ответить сможет только сам мальчик, став более менее сознательным. Можно тот же посыл дать и через мужской вариант имени — как вариант, Светозар.
Вообще, в языке есть довольно много имен, которые имеют и мужской, и женский вариант. Было бы желание, а подобрать имя, соответствующее биологическому полу ребенка, можно. А дальше, если он или она решит, что его или ее внутреннее самоощущение не соответствует физиологии, то сможет и поменять имя.
Но пусть это будет собственное решение уже осознанного человека. Хуже, когда решили за ребенка и когда он еще в принципе не мог высказать свою точку зрения.
Детский и подростковый психолог