Нейробиология — достаточно молодая наука, вовлекающая в изучение принципов работы мозга специалистов различных сфер. Цель ее — поиск ответов на вопросы функционирования мозга мужчин и женщин. Она позволяет нам изучить анатомические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, а также влияние на развитие мозга факторов окружающей среды. Давайте разберемся, почему же мы считаем, что «мужчины с Марса, а женщины с Венеры».
Нейробиологические исследования делятся на две области — изучение элементов нервной системы (клеток, мембран, молекул) и анализ поведения и его механизмов.
Нейронаука также объединяет два подхода: подход «снизу вверх», который направлен на исследование организации сети и процессов мозга; и подход «сверху вниз», который изучает проявления функционирования мозга, чтобы понять организацию, поведение и психоэмоциональную реакцию человека.
Наконец, при изучении мозга необходимо учитывать тот факт, что он развивается и перестраивается с течением времени. Эта пластичность ставит под сомнение наши знания о процессах, связанных с «приобретенными» во время первичного развития его функций.
Основные отличия мужского и женского мозга
1. Физиологические особенности
При рождении мозг мужчины примерно на 10% больше мозга женщины. Исследования МРТ показали различия во внутренней структуре мозга в зависимости от пола: у девочек в среднем чуть больше серого вещества (клеток нейронов, отвечающих за мышечную активность и сенсорное восприятие), а у мальчиков чуть больше белого вещества (нервных волокон клеток нейронов, обеспечивающих связь между областями мозга).
До сих пор ни одно исследование не объясняло эти половые различия специфическими способностями и поведением: способностью делать несколько дел одновременно, ориентацией в пространстве, языковыми навыками и прочим. На самом деле эти различия незначительны.
Согласно современной позиции нейробиологии, при рождении средний размер мозга и двигательная активность немного больше у мальчиков; а начиная с шести месяцев вербальная экспрессия более выражена у девочек. Эти различия следует рассматривать в свете семейных и социальных влияний, которые способствуют формированию нейронных сетей молодого мозга, находящегося в стадии развития.
2. Гормональные особенности
Они часто используются для объяснения различий между мальчиками и девочками. Два нейрогормона, участвующих в формировании гендерного поведения, были изучены особенно тщательно.
Окситоцин отвечает за привязанность в социальной коммуникации, за сотрудничество, управление стрессом или уверенностью в себе. Он ассоциируется с «женским» поведением — нежным, чувственным и материнским. Следует отметить, что в настоящее время нет прочной научной основы для поддержки этого предположения — не хватает знаний о точных механизмах действия окситоцина на нервную систему.
Тестостерон обычно вовлечен в «мужские» психосоциальные характеристики: соперничество, мужественность, импульсивность и прочее. Хотя тестостерон действительно влияет на размер и силу мышц, его действие на нервную систему и поведение также изучено не глубоко.
На сегодняшний день также не установлено связи между сексуальным желанием и тестостероном в общей популяции здоровых взрослых мужчин
Хотя при кастрации или аналогичных по эффекту патологиях и происходит потеря эрекции, сексуальное желание не исчезает. Сексуальная активность возникает в большей степени из-за психической деятельности, которая меняется в зависимости от образа жизни и событий.
Изучение связи между тестостероном в крови и агрессивностью/насилием или рискованным поведением дает аналогичные данные: тестостерон в крови не связан с агрессивным или рискованным поведением у подростков, а также у мужчин, совершающих антисоциальные действия. Для последних объясняющими факторами являются социальные факторы (уровень образования, социально-экономическое происхождение).
3. Механизмы адаптации к стрессу
Когда возникает стрессовая реакция, исследования выделяют систему давления и систему памяти об условиях, в которых она запускается. Они напрямую переплетаются с эмоциональным контуром, включающим миндалину и лимбическую систему.
Некоторые исследования показывают гендерные различия в активации стресса, контекстуальной памяти и эмоциональных систем реакций. У женщин происходит запуск эмоциональной системы, некоторых сенсорных зон и поясной коры, а у мужчин изменения в активации префронтальной коры с повышением активации в правой половине и снижением активации в левой.
Этологические интерпретации предлагаются в терминах реакции «бой или бегство» у мужчин и реакции «подход-уход» у женщин. Кроме того, активация женского мозга, наблюдаемая в ответ на стресс, будет способствовать возникновению размышлений — одного из факторов риска развития депрессии. Регулярно отмечается, что эта психопатология чаще встречается у женщин и объясняется факторами риска, связанными с тесной социальной сетью (романтические и супружеские отношения, воспитание детей и родительство).
Однако последние эпидемиологические данные показывают, что мужчины более подвержены депрессии — в случае трудностей на работе, развода и разлуки, либо когда стрессовые факторы накапливаются в течение длительного периода времени.
4. Поведенческие и нейрофункциональные различия
Женщины показывают лучшие результаты в сенсорной, зрительной (лицевой) памяти и социальном познании, а мужчины — в пространственном восприятии, трехмерном мышлении и скорости сенсомоторного исполнения. Различия в мозге лежат в основе поведенческих наблюдений. Сильные связи наблюдаются у мужчин в пределах одного полушария мозга, в то время как у женщин они находятся между двумя полушариями.
У мужчин эта связь может объяснять высокую скорость обработки информации и выполнения задач, связывающих восприятие с действием, а у женщин — легкость интеграции рассуждений и интуиции, что приводит к улучшению эмоционального интеллекта и уровня владения языком.
Зачем это знать?
С практической точки зрения возникает вопрос о влиянии этих гендерных различий на навыки преодоления трудностей. Стрессовая обстановка накладывает эмоциональные ограничения, которые могут по-разному влиять на мужчин и женщин. Независимо от психологического или физического стресса, для нейронауки важно подробно изучить эти ограничения с точки зрения половой принадлежности, чтобы лучше понять риск развития депрессии и разработать методы противодействия ей.
Пол человека влияет на его мозг, но то, как именно — зависит от многих факторов. Очевидно, что существующие знания не позволяют провести эффективную инвентаризацию различий между мужчинами и женщинами. Предстоит еще много исследований, посвященных взаимодействию между развитием мозга, процессами реагирования на стресс и уязвимостью к факторам окружающей среды как у мужчин, так и у женщин. Эта работа необходима для осмысления и осуществления эффективной адаптации к любым ситуациям.
Что почитать о мозге? 5 отличных книг
1.
2.
3.
4.
5.
Текст: Николай Шелофастов