«Мы уехали в отпуск и попросили соседку присмотреть за котиком. Когда мы вошли домой, он притворился, что вообще нас не знает. Уселся в сторонке и отвернулся. Судя по всему, решил, что его предали, и обиделся».
«Вчера я спихнул собаку с кровати, потому что она возилась и толкалась. А с утра она свернулась на своем матрасике, лежит с обиженной мордой, отказывается от еды и не хочет играть».
Мы уверены, что наши любимцы обижаются, просим у них прощения и стараемся загладить вину ласками и «вкусняшками». Что происходит на самом деле? Попробуем разобраться.
«Люди склонны очеловечивать все на свете, то есть приписывать одушевленным и неодушевленным предметам качества, присущие им самим, — говорит зоопсихолог, автор блога «Занимательная психология кошек» Татьяна Куликова. — В этом и кроется источник мифов про радость материнства для кошек (хотя эту самую радость испытывают даже не все женщины). И про чувство благодарности животного, взятого из приюта, кошачью «месть» в тапки, виноватый взгляд собаки, которая погрызла вещи, и про все остальное, чего у животных нет, но нам хотелось бы, чтобы было».
Но погодите, ведь глядя на кота или собаку, мы подмечаем поведение, очень похожее на наше! Разве не обиделся котик, которого наказали? Вон, сидит задом ко всем целый день, не желает общаться. Разве не чувствует вину пес, которого хозяин застал доедающим спинку дивана? Он же тотчас выплюнул остатки «преступления», свернулся «улиточкой», прижал уши, опустил голову и потупил взгляд.
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО
«Для того, чтобы обижаться, испытывать вину, мстить и так далее, требуется одна «штука», наличие которой доказано пока только у людей старше трех лет — абстрактное мышление, — утверждает Татьяна. — Оно включает способность к обобщению и дифференциации, самосознание и понимание умозрительных концепций, таких как счастье, любовь и свобода.
Благодаря ему мы можем вербально и невербально общаться, переводить язык в символы и обратно, то есть писать и читать. Умеем разделять прошлое и будущее, мечтать, вспоминать, прокручивать события в голове как кинопленку. Конкретное мышление (антипод абстрактного) живет здесь и сейчас. Абстрактное мышление рассматривает не только конкретные предметы (например, кошку, сидящую передо мной), но и общие категории (кошачий род в целом).
Оно позволяет видеть незримые связи между фактами или объектами. Скажем, если у нас скрутило живот, мы представляем, что это болит желудок, и пьем обезболивающую таблетку. Существа с конкретным мышлением смогут лишь осознать факт: «больно!». Они не способны представить то, чего не видят — свои органы, и попытаются унять боль, как умеют. Например, спрячутся в укрытие.
Сейчас ведется множество исследований абстрактного мышления у животных. В основном изучают обезьян, дельфинов, свиней и собак. С кошками все сложнее, они настолько своенравны, что часто попросту не хотят выполнять условия экспериментов, что делает попытки ученых провальными. Однако другие животные уже дали людям огромное количество данных, позволяющих судить об их образе мыслей.
Доказано, что признаки абстрактного мышления есть у человекообразных обезьян. Они даже могут выучить язык жестов и довольно сносно общаться на нем с людьми. Собаки пока демонстрируют спорные результаты. Недавние исследования показали, что они способны узнавать на фотографиях представителей своего вида и объединять их в группу, к какой бы породе они ни принадлежали (а все породы на вид сильно отличаются).
Это говорит о некоем уровне самосознания и умении обобщать. Но до сих пор до конца не ясно, делают это собаки, пользуясь абстрактным мышлением, или же просто нашли способ получить лакомство за правильно выполненное задание, что объясняется конкретным мышлением».
ЧТО ТАКОЕ ОБИДА
Это горькое чувство возникает, если с нами поступают несправедливо: обвиняют, оскорбляют, игнорируют, не оправдывают наших ожиданий. Обиду нельзя назвать самостоятельной эмоцией: в ней смешаны гнев, разочарование, печаль и жалость к себе. Мы долго прокручиваем ситуацию в памяти и по-настоящему мучаемся (иногда всю жизнь).
Зачем мы обижаемся? К примеру, чтобы привлечь внимание, вызвать у обидчика угрызения совести, заставить его раскаяться и больше не делать нам плохо. Если приписать те же мотивы животным, то получается, кот, оставленный на попечение соседки, запомнил, как ему было грустно. Тем не менее он знал, что хозяева вернутся, и представлял, как покажет, что они ему безразличны.
Собака, которую прогнали с кровати, всю ночь вспоминала, как ее оскорбили. А с утра решила показать хозяину, как сильно она страдает, чтобы он устыдился и больше никогда такого не делал. Не слишком ли сложная конструкция для существ, лишенных абстрактного мышления?
ПОЧЕМУ ЖЕ ЖИВОТНЫЕ ВЫГЛЯДЯТ ТАК, БУДТО И ПРАВДА ОБИЖЕНЫ?
По словам зоопсихолога, все дело в их языке тела, который мы обычно читаем неправильно. «Так называемые знаки примирения позволяют животным избегать конфликтов в группах, с их помощью они посылают сигнал: «я не хочу с тобой драться, перестань проявлять агрессию!»
Как это выглядит? Возьмем для примера знаки примирения у кошек. Вот некоторые из них:
- глаза прикрыты, взгляд в сторону;
- язык мелькает (часто облизывают нос);
- хвост опущен или прямой;
- они укладываются, усаживаются;
- отворачивают голову;
- разворачиваются боком или спиной к оппоненту;
- опускают голову, подбирают лапки и хвост (визуально уменьшаются в размерах).
Если несколько подобных сигналов поступают одновременно, мы получаем классического «обиженного» котика. Всем своим видом он как бы говорит: «не трогай меня, прекрати агрессию!» и старается избежать визуального и физического контакта. У собак все примерно так же».
Но почему бы не считать обидой эти самые знаки примирения, кому от этого будет плохо? «Плохо будет вашим питомцам, — отвечает зоопсихолог. — Если вы думаете, что они просто обижаются, вы рискуете трактовать их поведение в корне неправильно!»
ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ЕСЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ВЕРИТЬ В ОБИДЫ ЖИВОТНЫХ
Представим, что хозяин, который столкнул собаку с кровати за то, что мешала спать, решил, что она обиделась. А то и сам бы возмутился: вот вредная, бойкот объявила! Так они и обижались бы друг на друга, пока собака не оказалась бы при смерти.
К счастью, он заподозрил неладное и сопоставил ее ночное беспокойство и утреннюю «грусть». И побежал к ветеринару. Потому что на самом деле у нее обострились хронические проблемы с желудком, и поведенческие признаки указывали на плохое самочувствие. А человек, который верит в чудо-животных с абстрактным мышлением, понял бы это слишком поздно.
«В истории с собакой проблема оказалась медицинской. Но сколько раз я сталкивалась с тем, что поведенческие проблемы, депрессию, стресс, испуг принимают за обиду. Ради блага своих любимцев постарайтесь сменить убеждения. Кошки и собаки не обижаются! — напоминает Татьяна Куликова. — Если вы заметили похожие признаки, задумайтесь: что-то не так с их поведением или здоровьем. А может, вы сами ведете себя неправильно, и это заставляет животное все время просить вас не проявлять агрессию».
Об эксперте
Татьяна Куликова — зоопсихолог-фелинолог, специалист по коррекции кошачьего поведения, автор блога «Занимательная психология кошек». Проводит личные консультации в Москве и Подмосковье и онлайн-консультации в других городах и странах для владельцев и заводчиков кошек. Ее