Адольф Хараш — психотерапевт, ведущий групп развивающего личностного тренинга и мастер-класса для психологов.

Адольф Хараш
Адольф Хараш

Думать о другом человеке

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора не обеспечены заранее. Поэтому он должен уметь устанавливать контакт со слушателями, удерживать их внимание. Уметь говорить — это и уметь слушать, быть внимательным к реакциям другого человека настолько, чтобы адаптировать наши слова и нашу манеру выражаться к его ожиданиям, возможностям и эмоциям. «Это не означает, что мы должны идти на поводу у тех, кто сидит в зале, ловить их желания и стараться им угодить, — считает Адольф Хараш. — Для того чтобы донести до них свои мысли, необходимо оставаться самим собой и осознавать, что аудитория не едина, что она состоит из отдельных личностей, с которыми нужно быть готовым вступить в диалог. По их реакции можно уловить, какие вопросы они могут задать, какие у них могут быть возражения, контраргументы. Выступление на публике по форме представляет собой монолог, однако по сути это всегда диалог (пусть даже мысленный) со слушателями».

Приводить в соответствие свое поведение со своей речью

alt

Как и в любом общении, в публичном выступлении есть два плана: что именно мы говорим и как говорим. Интонации, мимика, жесты играют не меньшую роль, чем слова, содержание речи. Говоря со слушателями в доверительном тоне, нельзя выглядеть высокомерным; желая их увлечь, нельзя говорить равнодушно. «Если поведение оратора противоречит словам, цель его выступления окажется недостижимой: аудитория почувствует фальшь, закроется, перестанет воспринимать содержание и смысл речи, — убежден Адольф Хараш. — Если человек верит в то, о чем говорит, знает свой предмет, захвачен его изложением, он не думает о позе, жесте или выражении лица — они становятся естественным обрамлением слов».

Верить в то, что вы говорите

Выступление перед аудиторией — это не исполнение роли и не игра на публику. Для того чтобы нас слушали, заинтересовались предметом выступления, мы должны верить в то, о чем говорим. Когда мы уверены в своей мысли и в своих словах, мы всегда убедительны и способны взволновать других. «Плохой оратор притворяется тем, кем (как ему кажется) в данный момент хочет видеть его публика, — говорит Адольф Хараш. — Он угадывает, как нужно себя вести, играет роль и поэтому фальшивит. Хороший оратор никем не притворяется, не идентифицирует себя с определенной ролью, выступая перед аудиторией, он остается самим собой, и именно это вызывает доверие у слушателей».

Дышите, вы взволнованы!

Выступая на публике, каждый из нас испытывает определенное волнение. Однако, если мы нервничаем слишком сильно, это может помешать установить контакт со слушателями, донести до них свои мысли. «Взволнованность можно научиться контролировать и держать в разумных пределах», — считает президент американской Ассоциации по развитию коммуникации Аллен Вайнер (Allen Weiner). Он предлагает советы, которые помогут сделать менее заметными признаки волнения*.

Если ваши руки сильно дрожат, это показывает, что вас страшит выступление перед чужими людьми. Делайте свои записи не на листах бумаги, а на карточках: бумага имеет меньший вес и большие размеры, и из-за этого дрожание рук становится более заметным. Не держите постоянно в руках указку или другие предметы, которые сделают ваше волнение более очевидным.

Суетливое хождение по сцене — еще один признак беспокойства. Подойдите ближе к публике и остановитесь. Затем сделайте несколько шагов в другую сторону и снова замрите.

Большое значение имеет то, как вы вытираете проступающие капельки пота. Если вы разворачиваете носовой платок и начинаете тереть лоб, то при этом выглядите как человек на грани нервного срыва. Лучше держать платок сложенным. Промокайте лоб легким движением и сразу же кладите платок в карман.

* М. Кушнер. «Умение выступать на публике для «чайников». Вильямс, 2006.

Оставаться хозяином своих эмоций

Невозможно выступать на публике, если не владеешь собой. Движимые сильной радостью, гневом или грустью, мы теряем способность чувствовать аудиторию, удерживать внимание слушателей. Однако контроль над эмоциями не заключается в их подавлении: если оратор почувствовал, что что-то его раздражает или смешит, он может признаться в этом слушателям, сделать это предметом разговора, обыграть. Такой прием помогает установить неформальные отношения с аудиторией, наладить контакт, расположить к себе. Также владение собой приобретается благодаря разным техникам расслабления и контроля над дыханием.

Читать, писать, рассказывать

Многие из нас выступают на публике, не имея четкого плана, идеи о том, что мы хотим сказать. Импровизируя, используя неточные слова и выражения, мы мешаем публике понимать нас. Важно тренироваться и говорить с аудиторией, предельно ясно, логично, четко выражая свои мысли. Поэтому ораторское искусство требует постоянной работы, которую можно выразить в трех словах: читать, писать, рассказывать. Читать, чтобы обогатить свой словарный запас; писать, чтобы научиться четко формулировать то, о чем хочешь сказать; рассказывать, чтобы учиться мыслить вслух.

Об этом

  • Михаил Бахтин. «Проблемы поэтики Достоевского». Next, 1994.
  • Карстен Бредемайер. «Провоцирующая риторика? Меткий ответ!». Феникс, 2007.
  • Владимир Леви. «Искусство быть собой». Глобус, 2000.