Рождение ребенка для родителей — начало самого значимого, увлекательного, полного счастья и тревог периода жизни. Взрослые с волнением и радостью воспринимают каждую новую победу своего ребенка. Вот он первый раз перевернулся, научился ползать, встал в кроватке, начал ходить.
Новый человек постепенно крепнет и своими маленькими шажками входит в наш огромный мир, полный интереснейших событий, порой забавных, а иногда и опасных. Ребенок адаптируется к людям, к окружающему миру. Связи с предметами и людьми становятся все разнообразнее и сложнее. У ребенка появляется речь, его развитие переходит на новый уровень.
Как радостно родителям слышать первые слова своего малыша! Но иногда случается так:
Хорошие образцы грамотной речи — произведения таких классиков детской литературы, как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто
Вадиму три года. На детской площадке ему понравилась игрушка подружки Маши. Вадим попросил: «Дай мофойку (формочку)». Девочка не поняла Вадима и не поделилась игрушкой. После нескольких неудачных попыток выговорить слово «формочка» мальчик стал отнимать игрушку у подруги.
В случае с Вадимом его речь понятна только близкому окружению. Общение с «чужими» людьми затруднено. У родителей возникает вопрос: что делать? Самым правильным решением будет показать ребенка специалисту для выявления специфики нарушения речи, постановки логопедического заключения и последующей коррекции речевых дефектов.
Но как только родитель заметил в речи своего ребенка ошибки — повторы, недоговаривания, пропуски, перестановку слогов, — можно самостоятельно предпринимать шаги для преодоления данного дефекта.
1. Развиваем чувство ритма
Каждое слово имеет определенное количество слогов и, соответственно, свой ритм. Можно предложить простучать ритм карандашом по столу, потопать ножками, как взрослый, постучать в бубен, в барабан, металлофон. Начинать следует с простого ритмического рисунка, постепенно усложняя задание.
2. Формируем представления о последовательности звуко-слогового ряда
Начинаем с игр и упражнений, направленных на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец, после, перед, за, сначала, потом и т.п.). На этом этапе эффективно создание игровых ситуаций с использованием русских народных сказок («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Взрослый читает сказку, подкрепляя чтение показом картинок, затем сказочная ситуация проигрывается с использованием соответствующих фигурок персонажей или пальчиковых кукол. После проигрывания ситуации ребенку задают вопросы: «Кого Колобок встретил первым? Кого последним? Кого встретил после лисы?»
3. Упражняемся в правильном проговаривании
Начинать нужно со слов с простой слоговой структурой, не включающих звуки, которые ребенок еще не научился правильно произносить (например, во-да, ва-та, Ка-тя), постепенно переходя к более сложным.
Усложнение заключается в использовании слогов разного типа и наращивании их количества: начинаем со слов, состоящих из двух слогов (двухсложные), заканчивающихся на гласный звук (ко-ты), затем переходим к словам, состоящих из трех слогов (трехсложным, например, мо-ло-ко), включаем в работу слова со слогами, заканчивающимися на согласный звук (сад, ко-мод).
Когда ребенок перестает делать ошибки в таких словах, можно начинать работать над более сложными.
4. Используем игровые приемы
Например, предлагаем ребенку составить картинку из частей и проговорить слово по слогам (карточка предварительно разрезана на столько частей, сколько слогов в слове). Объясняем ребенку, что, если сложить картинку неправильно, то и слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
Детям-дошкольникам нравится упражнение «Кнопочки»: кнопочками могут быть перевернутые фишки от лото, прямоугольники одного размера из различных материалов. Проговаривая слово, взрослый раскладывает «кнопочки» в горизонтальном направлении (количество фишек равно количеству слогов в слове). Затем просит ребенка повторить слово, нажимая пальчиком на «кнопочки».
К этому приему можно обращаться каждый раз, когда наблюдается затруднение в проговаривании слов.
5. Заучиваем короткие стихи
На начальной стадии лучше использовать такие стихи и потешки, в которых есть многократное звукоподражание:
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
-Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
-Ты и мне купи трубу!
По мере овладения навыком правильного звукопроизношения и освоения правильной последовательности слогов можно подобрать более сложные стихотворные произведения.
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Г. Сапгир
Хорошие образцы грамотной речи — произведения таких классиков детской литературы, как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков. Приемы работы над слоговой структурой слов, приведенные выше, будут полезны для детей различных возрастных категорий.
Работая над слоговым составом слов, нужно помнить, что прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление слова, требуется от 70 до 90 (а иногда и более) повторений нового слова. Поэтому родителям необходимо запастись терпением и работать систематизировано.
Об авторе:
Марина Данилова, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра.