Случай в Тюмени
До середины сентября Анастасия Шумилова работала педагогом-организатором в школе №8 тюменского Ишима. Также она работает в модельной индустрии и время от времени выкладывает в соцсети личные фотографии в купальнике, с кальяном и не только…
14 сентября на них обратил внимание ишимец Владимир Воронин: снимки он опубликовал в местном паблике, написав, что «заместитель главы города [по социальным вопросам Борис] Долженко подбирает кадры в школу в соответствии со своим вкусом».
Уже 15 сентября пос привлек внимание руководства школы — так спустя сутки после его публикации учительница была уволена
«Меня заставляли удалить все откровенные фотографии, чего я делать не собираюсь, — рассказала педагог-организатор в интервью региональному медиа. — Меня уволили, хотя я прекрасно справлялась со своими должностными полномочиями и детям нравились мои профилактические беседы». По ее словам, на этом настоял директор школы, сказавший, что даже уборщица не имеет права публиковать такие снимки в социальных сетях, так как она — лицо школы.
Шумилова так и не удалила свои фотографии и вместе с юристами пытается добиться компенсации за свое увольнение. Она уверена, что лишать ее работы за «личную жизнь» — нарушение закона. Хотя близкие не поддерживают ее в этой ситуации, окружающие в целом на ее стороне: кто-то пишет ей слова поддержки, а опрос на сайте местного издания «Тюмень.Онлайн»
Другие истории
Лишить педагога работы за откровенные снимки — практика не новая. Об одном из таких случаев в 2021 году писал «Мел»: журналисты
«Скандал начался для меня со звонка директора. Она сказала: „Юля, у тебя есть пять минут, чтобы доехать до школы“», — вспоминает Юлия Рывкина. Оказалось, что ее личные фотографии, доступ к которым был только у друзей, кто-то «слил» журналистам.
На снимках, которые были сделаны еще в студенческие годы, девушка была с алкоголем и в купальнике
«Меня привели в кабинет директора, где уже сидела женщина из министерства. Я видела ее впервые в жизни. Она была надменна, разговаривала со мной так, будто я убила человека. Она сказала, что я даже нижнее белье должна покупать на другом конце Москвы, чтобы никто не видел», — рассказала Юлия Рывкина. Ее в итоге заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию задним числом.
Мнение эксперта
Валерия Федоряк, практикующий психолог
Почему общество так внимательно следит за внешним видом учителя?
Основная причина, почему общество так строго относится к облику учителя, в том, что в нашей стране в целом преобладает представление о хорошей и качественной системе образования как о такой строгой, консервативной, жесткой и временами даже жестокой структуре. Нередко даже встречается мнение, что хорошего учителя дети должны бояться, а его повышенного голоса достаточно, чтобы ученики соблюдали дисциплину.
Это своего рода передача части отвественности с родителей на строгую школьную структуру, которая отвечает за мотивацию ребенка и его успехи. Считать такую систему идеальной нельзя, и радует, что больше случаев, когда учебный процесс меняется и становится более мягким. В таких более свободных школьных системах и к внешнему виду учителя предъявляются менее строгие правила и ожидания.
Можно ли увольнять учителя за откровенные фото?
Сложно считать увольнение адекватной мерой даже в тех случаях, когда педагог нарушает правила дресс-кода, которые могут быть важными в организации. Есть много других способов повлиять на сотрудника. Шансов, что человек поменяет поведение, больше, если он будет понимать, в чем проблема. Главная задача педагога — обучать, и судить его качество работы надо по этому критерию.
Почему увольнение за откровенные фото кто-то считает адекватным? Потому что кто-то рассматривает эту меру как некое достаточно жесткое наказание: нарушение правил влечет последствия — это продолжение жесткой системы, которую психолог не может считать подходящей для формирования личности и доверия к миру.
Более безопасным его делают хорошие и доверительные отношения, как в системе «учитель-ученик», так и в семейной
Учителя выполняют не только образовательную функцию, но и воспитательную, и если родители настроены консервативно, то им очень сложно доверять эту функцию человеку с другими представлениями. Просто комфортно эту функцию передавать тем, кто кажется сильным и властным — и если этот человек использует какой-то демократический стиль взаимодействия, то возникает тревога, могут ли его идеи могут повлиять на их ребенка. В этом смысле отсутствие любой неформальности в глазах традиционного общества как бы защищает детей. В реальности это не так.
Дресс-код существует во многих школах разных стран, но отсутствие сексуализации образа как учителя, так и ученика — ясная и понятная граница везде. Во многих странах принято, что внешний вид должен быть нейтральным и не отвлекать от учебного процесса. С этим можно спорить, потому что есть мнение, что возможность самовыражаться через одежду делает и для взрослого, и для ребенка процесс обучения более комфортным, помогает наладить отношения с окружающими, может быть основанием для хорошей рабочей обстановки.
Однако снимки в купальнике не тянут на сексуализацию. К тому же если они размещены не на сайте школы, то можно говорить о том, что это частная жизнь учителя. Конечно, дискуссионным может быть вопрос, доступно ли это для учеников, но снимки из частной жизни не являются чем-то опасным.
Психолог, член Ассоциации контекстуальной поведенческой науки, ассоциации EMDR России
Личный сайт