Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/Убийство Анастасии Емельяновой: как тот, кто борется с насилием, становится жертвой насилия?
Убийство Анастасии Емельяновой: как тот, кто борется с насилием, становится жертвой насилия?
Гибель 32-летней Анастасии привлекла внимание СМИ не только как криминальное происшествие. В самой ситуации многим виделся парадокс: девушка, которая боролась против домашнего насилия, судя по всему, умерла от рук своего жениха. Вместе с нашим экспертом мы попытались проанализировать, как такое могло произойти.
Недавно СМИ сообщили о жестоком убийстве гражданки России 32-летней Анастасии Емельяновой, совершенном ее женихом, сирийцем 29-летним Низаром. 20 сентября 2023 года в ссоре мужчина нанес ей серьезные ранения осколком стекла, и пострадавшая умерла от потери крови. Позже убийца обратился к соседу за помощью, пытаясь выдать все за несчастный случай — якобы Анастасия сама ударилась о стеклянный столик. Но после ареста сознался в совершении преступления.
Емельянова активно боролась за права женщин — в том числе она активно выступала против домашнего насилия: «Улыбка и помада не спасут от домашнего насилия. Закон и шелтеры — помогут» (шелтер — приют, убежище для тех, кто сбежал от домашнего насилия. — Прим. ред.).
Освещая убийство Анастасии, многие медиапорталы делали акцент именно на кажущемся противоречии: как так получилось, что та, кто была настолько погружена в эту непростую тему, сама оказалась жертвой? Об этом мы поговорили с нашим экспертом.
«Если любая смерть в гуманистическом обществе — горе, то смерть насильственная — горе в квадрате»
Анастасия Гурнева, психолог
«В первую очередь — мои соболезнования близким. Подруги и близкие описывают Настю как человека легкого характера, глубоко сострадающего, преданного друга. Делом своей жизни девушка выбрала борьбу с насилием, общественную и просветительскую деятельность, работу с предрассудками и гендерным неравенством.
Выбор дела жизни — неслучаен, Анастасия выросла в абьюзивной семье, где практиковалось физическое насилие отца в отношении матери. И это огромная смелость — идти туда, где есть личная травма, не закрывать на нее глаза, а смотреть прямо, делая шаги к преодолению несправедливости, затронувшей ее саму в детстве, менять установки на общественном уровне.
Однако ценой таких жизненных опытов для нее стали депрессивные эпизоды и переезд в другую страну. Эти же два фактора могли в числе прочих внесли вклад в ту уязвимость положения, в котором она оказалась. И нет, это не ее вина, так как не было никакого выбора: рождаться или нет в абьюзивной семье, иметь или не иметь депрессивные состояния.
Постфактум можно найти в происходящем много настораживающих моментов, не только эти два. Но суть в том, что эти моменты легко сделать значимыми именно постфактум, а в процессе всем казались очень милыми их отношения и обстоятельства жизни. И даже свою тревогу подруги объясняли ксенофобией. Итак, что же это за моменты?
1. Быстрое сближение и ощущение «подарка судьбы»
Все описывают Низара как тихоню, но при этом в отношениях складывается так, что:
переезжает пара туда, где удобно учиться и работать именно ему;
никто ничего не знает про его отношение к ее деятельности, известно лишь, что он из ортодоксальной религиозной семьи, которая точно не одобрит такую связь, а про ее ценности и работу — «не был против»;
она рассказывает, что он отдал ей зарплату, но меньше чем через две недели она просит денежной помощи;
в его соцсетях нет ее и упоминания о ней.
2. Она чувствует себя с ним «как дома»
И это сложный момент, потому что, с одной стороны, как бы странно не доверять себе, и если не себе, то вообще кому, а с другой — «мы все родом из детства», и «как дома» может быть маркером опасности, потому что именно дома в детстве Насти было небезопасно.
3. Получается, что в его руках сконцентрировано очень много власти
Над ее эмоциональным состоянием (она связывает его появление в своей жизни с избавлением от депрессивного эпизода).
Над местом их жизни, где она будет оторвана от своих подруг, оставшихся в Стамбуле.
Над сведениями о нем: она говорит о нем в соцсетях, он о ней — молчит.
Она всю жизнь посвятила феминистским ценностям и гендерному равенству, он же вырос в наглухо патриархальной среде. Понятно, что он важен ей, но насколько важна ему она — остается вопрос. И, конечно, где есть власть — там есть место и для злоупотребления властью. Итог: убийство девушки, помогавшей другим женщинам спасти себя от таких, как он.
И если про нее мы знаем много, то про него — почти ничего
Но три факта, случившихся после ее убийства, говорят не в пользу убийцы:
удар был не один;
вначале он лжет, что она поранилась сама;
когда он зовет на помощь соседа-медбрата, тот, заглядывая в квартиру, видит запекшуюся кровь — и понимает, что уже никого не спасти. То есть прошло много времени, прежде чем сириец стал искать помощь.
Можно ли было что-то увидеть или угадать наперед, чтобы предотвратить этот ужас?
Нет. У убийц, абьюзеров и маньяков на лбу не написано, кто они, и ведут они себя зачастую очень осторожно и социально конформно. У Чикатило была семья: жена и дети, его много раз допрашивали, и никто ничего не понял до поры до времени. Да, «звоночки» могут быть, и важно о них знать, а могут и отсутствовать.
«Сапожник без сапог», или как девушка, посвятившая себя борьбе с домашним насилием, оказалась убитой бойфрендом? Да, вот так бывает. И вирусологи заражаются, и гаишники могут становиться жертвами ДТП, а онкологи — болеть и умирать от рака. И вопрос здесь не к ней, а к нему. Потому что страшные действия не она совершила, а он.
Что можно сделать, чтобы такие истории не повторялись?
Ровно то, чего хотела Анастасия, — работать с общественным мнением, двигаться в сторону гуманизации общества в целом и профилактики гендерного насилия в частности».
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус — индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Методы: МАК, гештальт