Как общаться с родственниками больного ребенка
Мы часто хотим поддержать знакомых людей, у которых в семье обнаружили тяжелую болезнь. Но что нас останавливает? Мы очень боимся травмировать. Травмировать семью, как-то усугубить их психологическое состояние. Сказать что-то не то. Позвонить не вовремя. И тем самым мы отдаляемся, несмотря на желание помочь. И семья с заболевшим ребенком оказывается изолирована.
Первые слова, которые приходят в голову, как правило: «Держись, все будет хорошо. Справитесь! Бог не дает нам того, чего мы не можем вынести». И такая «поддержка» обычно сильно ранит. Мы ведь однозначно не знаем, будет ли действительно все хорошо. Такие слова могут спровоцировать агрессию со стороны семьи и нежелание продолжать общение.
Конечно, в период болезни ребенка семья нуждается в помощи и в поддержке. Но для этих людей очень важно как раз-таки разделить эмоциональные переживания с теми, кто рядом, а говоря «Держитесь», мы стопроцентно отдаем ответственность за переживания самой семье. Как будто демонстрируем безразличие несмотря на то, что в этой фразе часто содержится позитивный смысл.
Если говорить про настоящую поддержку, то это могут быть конкретные действия
Можно спросить: «Чем я тебе могу помочь?» И здесь очень важно свериться с собой, понять, насколько вы действительно готовы помогать, прийти в семью и посидеть с ребенком, с его братом или сестрой, поучаствовать финансово, приготовить обед, просто созваниваться каждый день. Если вы не готовы, лучше таких обязательств не давать.
В чем еще нуждается семья с заболевшим ребенком? Если мы говорим про поддержку, это, безусловно, эмоциональная вовлеченность непосредственно в эту семью. Часто у людей, которые хотят поддержать, возникает ощущение, что с родителями нужно о чем-то постоянно говорить. Но важно помнить, что простое присутствие рядом может быть гораздо сильнее слов.
Переживание — процесс очень индивидуальный. И кто-то готов принять поддержку с первого раза, а кто-то — нет. Предлагая помощь, мы должны учитывать, что семья может отказаться от нее. Все зависит от того, на каком этапе мы ее предлагаем. Когда ребенку ставят диагноз, это сильнейшее потрясение и стресс для всей семьи. Людям нужно время для того, чтобы адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам. Они могут не принимать поддержку. Но это не значит, что мы не можем попытаться предложить помощь еще через какое-то время.
Как общаться с самим ребенком
Такие же правила действуют и при общении с детьми или подростками, у которых обнаружили онкологическое заболевание. Нужно понимать, что какие-то вопросы могут восприниматься детьми как формальные. Например: «Как ты как себя чувствуешь?» Повторяясь, они могут вызывать раздражение. Часто ребенок вообще не хочет обсуждать болезнь. Но можно обозначить, что вы готовы с ним поговорить.
Очень важно не обманывать ребенка. Слова о том, что все будет хорошо, что лечение сейчас закончится, могут быть ничем не обоснованы. В случае онкологического заболевания мы действительно не знаем, как скоро завершится терапия и выйдет ли ребенок в ремиссию.
Если вы не готовы сразу открыто ответить на все вопросы, то можно сказать: «Слушай, я вижу, что тебе правда очень важно поговорить на эту тему. Но, к сожалению, я пока не знаю, что ответить». И такая фраза гораздо лучше, чем просто обмануть ребенка или сформировать ложные ожидания.
Когда мы говорим с подростком, важно на любом из этапов сверяться с ним. Спрашивать, насколько он готов к тому, что его будут посвящать в детали лечения, рассказывать ему об ухудшениях или вообще каких-либо изменениях состояния.
Дети очень чувствительны, и они всегда видят, когда родители испытывают тревогу, когда родителям страшно.
Они начинают думать, что все чрезмерно плохо и тяжело, остаются в вакууме, наедине со своими переживаниями.
В «Доме с маяком» мы всегда говорим на языке пациента. Если это ребенок, то стараемся объяснить доступными для него словами, что происходит. Если мы говорим с подростком, то здесь уже общаемся как со взрослым.
Во время лечения дети оказываются изолированы от сверстников, и для них это достаточно болезненный, тяжело переживаемый момент. И если у родителей есть возможность, они должны стать связующим звеном между ребенком и его друзьями, одноклассниками. Например, они могут попросить ребят прислать какое-то видео для ребенка или зайти в больницу проведать его, если это возможно, или нарисовать рисунки, или позвонить. Ребенок не должен оказываться в изоляции.
У детей так устроена психика, что часто все, что бы ни происходило, они связывают с собой: «Если меня наказали, то со мной не все в порядке». И очень часто болезнь дети воспринимают как что-то, в чем они виноваты. Задача родителей — поговорить с ребенком на тему того, что с ним происходит. Рассказать, что заболевание — это не его вина.
Дети не всегда умеют выражать свои чувства и переживания. Им в этом можно помогать. Спросить: «Тебе, наверное, страшно? Ты сейчас, наверное, очень сильно злишься?» Здесь важно относиться к переживаниям и эмоциям ребенка как к нормальным. Нет плохих или хороших эмоций. Нужно принимать ребенка со всеми его чувствами и переживаниями, которые он испытывает в период болезни.
В то же время стоит избегать ситуаций потакания ребенку во всем. Дети довольно быстро к этому адаптируются, начинают капризничать, манипулировать. Очень важно настолько, насколько это возможно в период болезни или лечения, сохранить тот привычный уклад семьи, который был до болезни.
Есть такое правило трех «быть»:
быть искренним,
быть терпеливым,
быть ненавязчивым.
Если мы действительно готовы встать на непростой путь поддержки, мы должны всегда помнить о нем. Очень важно соблюдать баланс «брать-давать». Потому что если мы будем только отдавать, только поддерживать, то в какой-то момент столкнемся с тем, что просто не сможем найти в себе силы на очередной звонок.
Текст: Алексей Крапухин
Психолог отдела психологической помощи хосписа «Дом с маяком»