Дети массово играют в «Schoolboy Runaway» про побег из дома: психолог раскрывает опасность игры
Фото

Соцсети

В чем смысл игры

Российская игра Schoolboy Runaway («Скулбой Ранэвей») стала особенно популярна в 2024 году. Согласно сюжету, игроку предлагается возможность сыграть за мальчика, который получил плохую отметку в школе: родители посадили его «под домашний арест», и теперь ему нужно помочь сбежать из дома.

Интересной особенностью игры стал ее проработанный геймплей: пользователь может увидеть детализированный дом, в котором живет персонаж (и даже посмотреть, что родители готовят на ужин, а также найти их свадебную фотографию на полке), улицу, собаку и не только. Выбраться из дома не так-то просто, ведь героя игры повсюду могут заметить взрослые или питомец — даже когда кажется, что им совсем нет до него дела.

Хотя Schoolboy Runaway любима подростками, их родители порой бьют тревогу: им кажется, что эта игра может научить детей плохим вещам, подтолкнуть к побегу из дома и не только.

Может ли игра про побег из школы навредить детям

Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»

Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»

Личный сайт

Что делать?

Дети массово играют в «Schoolboy Runaway» про побег из дома: психолог раскрывает опасность игры
Фото

Соцсети

На нас действует все, что нас окружает. Если близкие люди умеют разрешать сложные ситуации экологично, мы тоже этому учимся. Если деструктивно — планка понижается, и мы становимся склонны отзеркаливать то, что часто видим. То же самое с игрой, в которой ребенок может идентифицировать себя с персонажем, начать копировать его поведение. А в Schoolboy Runaway ему предлагается совершить простой и опасный поступок — сбежать.

Ограничить доступ к игре возможно в случае с младшим школьником, а с подростком подойдет только разговор. И нет, разговор не о том, что хорошо, а что плохо, и не чтение нотаций — лишь диалог, который поможет осмыслить полученный опыт.

Чтобы такая беседа состоялась, родителю непременно стоит потратить время и составить компанию ребенку, иначе разговор получится формальным, а заинтересованность фальшивой. Если возможно, стоит сыграть обоим родителям и устроить совместное обсуждение, в котором будут работать четыре основных правила:

  1. все по очереди делятся мнением на каждый вопрос. Сначала все отвечают на первый вопрос, потом все на второй и так далее;

  2. чужая точка зрения не критикуется, не оспаривается;

  3. можно задавать уточняющие вопросы;

  4. никто не дает оценку ответу другого — словом, избегает осуждающих фраз вроде: «Ты не прав», «Я в шоке, что ты такое говоришь», «Я от тебя не ожидал(-а)», «Ах, вот значит как».

Суть такой «игры» проста: устроить больше семейное обсуждение, сделать это время важным и ценным. Обсудить сложные, возможно, очень взрослые вопросы.

Показать, что в вашей семье ребенок может делиться мыслями и не бояться, что его отвергнут

В конце концов, важно не переубедить, а озвучить другие взгляды. Часто осознание приходит не в моменте, а уже глубоко после: через день, неделю, год — и вот тогда подросток вспомнит ваши слова, которые и станут для него той самой опорой.

Вопросы для обсуждения

Есть и отдельных вопросы, которые стоит обсудить после совместной игры — теоретически их может быть довольно много.

  1. Что тебе больше всего понравилось в сюжете игры?

  2. Как думаешь, почему главный герой решил сбежать из дома?

  3. Как ты думаешь, мальчик принял правильное решение, сбежав из дома? Почему?

  4. Что бы ты посоветовал сделать главному герою вместо того, чтобы убежать?

  5. Какие последствия могут быть у такого решения в реальной жизни?

  6. Бывали ли у тебя моменты, когда ты чувствовал, что тебе хочется убежать от чего-то?

  7. Как ты обычно справляешься с трудными ситуациями или конфликтами?

  8. С кем ты мог бы поговорить, если у тебя возникли бы подобные чувства?

  9. Какие еще способы решения проблем мог бы рассмотреть главный герой, кроме побега?

  10. Что, по-твоему, могло бы помочь мальчику найти решение, не убегая из дома?

  11. Как ты себя чувствовал, играя в эту игру? Были ли моменты, когда тебе было грустно или тревожно?

  12. Что ты обычно делаешь, чтобы почувствовать себя лучше, когда тебе трудно?

  13. Как думаешь, авторы игры хотели передать какое-то послание или мораль? Если да, то какое?

  14. Какие уроки ты можешь извлечь из этой игры для своей жизни?

  15. Как думаешь, стоит ли делиться своими мыслями и чувствами с друзьями или родителями, когда сталкиваешься с трудностями?

Дети массово играют в «Schoolboy Runaway» про побег из дома: психолог раскрывает опасность игры
Фото

Соцсети

Я уверена, что такое честное и открытое обсуждение произведет большое впечатление на всех. Это интересная возможность узнать своего ребенка лучше и просто здорово провести время, особенно после такой (лично для меня) морально тяжелой игры.

Для меня также важно и обратиться к родителям: я надеюсь, что то, что вы увидите в игре, не напомнит суровую действительность.

Если дома применяется психологическое (контроль и критика) и физическое насилие (наказания, шлепки, подзатыльники) — это повод для взрослого начать работу над собой

Это значит, что родителю или родителям пора читать статьи психологов или сразу пойти в терапию. Даже если такое случается очень редко, даже если ребенок вроде как сам «заслужил». Насильственные методы разрушают личность, что полностью противоречит нашей (как родителей) цели.