Как известно, массовая культура, словно зеркало, отражает общественные изменения. Чтобы выяснить, как меняется образ женщины в медийном пространстве, телеканал TLC провел семиотическое исследование. Проанализировав фильмы, рекламные ролики и публикации в прессе, эксперты выявили 31 код — устойчивый набор знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов.
«Безусловно, стереотипы в отношении женщин все еще сильны и нельзя говорить за всю страну: в Москве одно, за ее пределами — другое. Важно учитывать национальные и религиозные особенности», — считает психолог Лариса Суркова. В целом женщины действительно постепенно становятся более свободными от давления общества и открывают для себя новые возможности в разных сферах жизни. Рассмотрим, как это проявляется в массовой культуре.
1. Счастливая жена
О том, что главное для женщины — удачно выйти замуж, хотя бы раз слышала каждая девочка. Конечно, кому-то хватило критичности мышления, чтобы строить жизнь, основываясь на собственных желаниях и убеждениях, а не на мнении окружающих, но многие выросли и продолжают жить с убеждением, что замужество — главное счастье, а если им не удается вступить в брак до 30 лет, чувствуют себя неудачницами.
Этот стереотип, в свою очередь, породил суждения «Не ешь много, не смейся громко, не будь слишком активной — ты должна быть женственной, ты же девочка», «Не будь слишком умной, ни один мужчина не захочет выглядеть глупее своей женщины», «Будь хрупкой и нежной — мужчины любят быть защитниками», «Будь всегда послушной и терпеливой, им необходимо чувствовать себя главными в отношениях, иначе страдает их самооценка».
Эти посылы продвигает масс-медиа. Реклама часто рисует образ девушки, чьи мысли заняты тем, как быть привлекательной для партнера и заботиться о его комфорте. Такая девушка обожает розовый цвет, не слишком любит думать и довольно неуклюжа, но ее мужчина относится к этому снисходительно. Например, в рекламе пивного бренда домохозяйка льет слезы из-за того, что сожгла обед, и слышит от мужа: «Не волнуйся, дорогая, зато ты не сожгла пиво».
Тренинги по пробуждению женской силы учат тому, что только замужняя женщина может быть по-настоящему счастливой, а значит, важно направить все свои усилия на то, чтобы вдохновлять и поддерживать партнера, создавать для него комфортные психологические и бытовые условия, всегда оставаться женственной и привлекательной и признавать главенство мужа.
Образ робкой, беззащитной, покорной и очень старательной девушки как эталон поведения, который непременно приведет к свадьбе с принцем, прослеживается в таких сериалах, как «Бедная Настя», «Не родись красивой», и в фильме «Золушка.ru».
Есть и другая категория стереотипов, порожденная представлением о браке как о главной мечте любой женщины
Она предполагает более прагматичный подход, который заключается уже не в том, чтобы заполучить принца на белом коне, а в том, чтобы стать «трофейной женой» обеспеченного человека. Но и здесь есть ряд предписаний: «Всегда выгляди безупречно», «Будь интересной собеседницей, но не грузи и не старайся казаться умнее», «Будь великолепна в постели и удовлетворяй все желания и фантазии мужчины», «Будь загадочной и таинственной», «Будь легка в общении, дари мужчине внимание и ласку».
Этим принципам следуют героини картин «Как выйти замуж за миллионера», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Сердцеедки», а взять их на вооружение призывают видеотренинги и книги, рассказывающие о том, что нужно сделать, чтобы заполучить обеспеченного мужа.
В обоих случаях во главу угла ставятся интересы и желания мужчины, и женщине предлагается в первую очередь подстраиваться под них. В последнее время представление о замужестве как о высшем счастье для любой женщины ослабевает. Вместо этого СМИ все активнее продвигают образ уверенной в себе женщины, которая ставит перед собой цели вне поля романтических отношений и стремится к ним, невзирая на преграды. Даже если выходит замуж, этот факт не становится решающим критерием ее успешности и счастья.
2. Идеальная домохозяйка
Один из вечных образов — хранительница очага. Чаще всего так описывают женщину, полностью реализовавшую себя в роли идеальной домохозяйки, которая посвящает себя заботе о муже (добытчике и главе семьи) и детях, поддерживает безупречный порядок в доме, с удовольствием готовит, всегда ухоженна и в хорошем настроении. Этот образ изображен в романе «Степфордские жены» и одноименной экранизации, в картине «Плезантвиль».
Отечественная вариация образа — хозяйка-супергерой. Ей позволено работать (но не в ущерб быту), не выглядеть на все сто и даже не обладать совсем уж кротким нравом, хотя знать свое место она обязана. Супруг и дети должны чувствовать себя за ней как за каменной стеной. Такая женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, как героини сериала «Ольга» и клипа группы «Ленинград» «Не Париж».
Но представление о том, что высшая ее миссия — быть хранительницей очага, теряет популярность. В СМИ прослеживается мысль о том, что муж и дети не единственный способ самореализации, а домашние обязанности вполне можно совместить с работой и увлечениями или перепоручить другим. Вместе с тем популяризуется идея о равном распределении работы по дому и образ мужа-домохозяина.
3. Ударница труда
Этот образ получил популярность в прошлом веке, когда женщинам открылись многие мужские профессии, а государство стимулировало стремление служить обществу. Речь идет о женщинах-трудоголиках, для которых главное — работа: ради нее они жертвуют личной жизнью, общением с детьми (если они есть), интересами и хобби.
Такими предстают героини ряда фильмов: одинокая карьеристка Люси Хилл из «Замерзшей из Майами», которую поначалу не волнует не только собственная личная жизнь, но и судьбы подчиненных, которым грозит сокращение; журналистка Энди из «Дьявол носит Prada», которая в какой-то момент ставит карьеру выше отношений; следователь Каменская, которая принципиально не хочет заводить детей, чтобы преступники не смогли использовать их для шантажа, и многие другие.
Казалось бы, это полная противоположность хранительнице очага, но между образами есть сходство. Их сближает идея о том, что главное для женщины — служить, неважно, семье или обществу, а на личные интересы она не имеет права.
Впрочем, образ также теряет популярность. В фокусе СМИ оказываются женщины, которые успешно совмещают работу, семью и увлечения, реализуя в первую очередь свои цели и желания и получая удовольствие от жизни. К ним можно отнести таких звездных многодетных мам, как Наталья Водянова, Виктория Бекхэм, Хайди Клум, половину блогеров-женщин в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и героинь фильмов «Я не знаю, как она делает это» и «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту».
4. La femme fatale с глянцевой обложки
Вплоть до недавнего времени популярным оставался образ безупречной красотки — «роковой женщины», которая выглядит идеально в любой ситуации. Она носит стильную одежду, выгодно подчеркивающую ее безупречную фигуру (результат регулярных тренировок в спортивном зале или пластических операций), ее волосы всегда идеально уложены, макияж ярок, а с обувью на высоких каблуках она не расстается даже дома. Предполагается, что мужчины так и вьются вокруг нее, а она умело манипулирует ими, в то время как они об этом даже не подозревают.
Этот образ встречается в фильмах «Роковая красотка», «Звезда», «Завтрак у Тиффани» и картинах с участием Мэрилин Монро. Понятно, что всегда соответствовать ему почти невозможно и весьма утомительно, но визуальная реклама, статьи в глянце и интернете, пособия из разряда «Как стать роковой женщиной» завуалированно и прямо призывали женщин стремиться к этому.
В последнее время медиа отказываются от этого образа в пользу естественности. Ведущие дизайнеры считают, что модно все, что удобно, небрежная прическа и естественный макияж находятся на пике популярности, а однообразные постановочные кадры в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) многим порядком наскучили. Популярнее становится эстетика разнообразия и бодипозитив. Быть не такой, как другие, не скрывать шрамы, ожоги, особенности кожи, немодельные размеры и нестандартную внешность сегодня не зазорно. Уникальность приветствуется.
5. В 60+ — только бабушка
Стереотипы и общественные ожидания сопровождают женщин с самого рождения («девочкам — розовое, мальчикам — голубое», «девочкам — куклы, мальчикам — машинки») и до преклонного возраста. Долгое время массовая культура рисовала такой образ «правильной» женщины 50-60+: она печет, заготавливает варенье и разносолы, вяжет или вышивает, ухаживает за внуками, собаками, котами, а в ее доме всегда чисто и аккуратно. Этот образ встречается в сериалах «Лекарство для бабушки», «Сваты» и во многих других.
Но сейчас масс-медиа продвигают другой образ жизни для женщин зрелого возраста, активный и социально значимый. Представительницы этой категории покоряют многие сферы, которые ранее были им недоступны: выходят на подиумы, становятся главными героинями телепрограмм, сериалов, рекламы и статей, занимаются спортом, любимой работой и даже счастливо выходят замуж, подчас и за мужчин намного младше себя. Такими, живущими яркой жизнью, предстают главные героини фильмов «Здравствуйте, меня зовут Дорис», «Гарольд и Мод», «Бабушка на сносях».
Исследование телеканала TLC говорит о постепенном отходе от вышеуказанных стереотипов, в первую очередь в массовой культуре. Масскульт чутко реагирует на малейшие изменения в обществе и отражает их, к тому же влияние обоюдно, многие женщины примеряют на себя те или иные модели поведения, которые популяризуют медиа.