Тварь двухколесная или право имею: почему фанаты электросамокатов так любят нарушать правила (и бесят остальных) | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В крупных городах России начался сезон электросамокатов — аренда двухколесных средств индивидуальной мобильности доступна в приложениях и, как и в предыдущие годы, вновь будет пользоваться спросом у жителей мегаполисов. Вместе с тем пешеходы и даже автомобилисты уже наводнили соцсети гневными комментариями: они ругают самокатчиков за неаккуратность, езду на высокой скорости и разбросанные по тротуарам средства передвижения.

Psychologies вместе с психологом и урбанистом разобрался, почему фанаты электросамокатов так фривольно относятся к правилам дорожного движения, почему их не любят другие горожане и как можно улучшить улицы, чтобы на них стало комфортнее всем жителям.

Почему всех злят электросамокаты: 5 причин

Неприязнь к любителям езды на электросамокатах, по словам психолога Людмилы Гиль, связана со страхом за свою жизнь и здоровье — и это опасение возникает не на пустом месте.

1. Нарушение ПДД

Люди на самокатах нередко нарушают правила, например, ездят по тротуарам, пересекают дороги на красный свет или игнорируют дорожную разметку. Такое поведение создает опасность для всех участников движения, особенно для пешеходов, которые не ожидают, что кто-то будет передвигаться на высокой скорости среди них.

«Как бабушка малышки, которая недавно начала ходить и иногда непредсказуемо идет по тротуару, а также как владелица собаки я хорошо понимаю негодование самокатчиками», — делится своими впечатлениями психолог.

2. Непредсказуемость

Частенько пользователи электросамокатов ведут себя хаотично: резко меняют направление, ускоряются или замедляются без предупреждения. Это делает их движение непредсказуемым и вызывает стресс у окружающих, ведь никто не знает, куда они поедут в следующий момент.

3. Высокая скорость

Не секрет, что самокатчики быстро ездят — их транспортные средства могут развивать скорость до 25 км/ч и больше. В условиях городской среды, где много людей и транспортных средств, такая скорость воспринимается как угроза безопасности. Особенно это заметно на узких улицах и тротуарах, где самокатчик может неожиданно появиться рядом с пешеходом.

4. Невнимательность к окружающим

«Самокаты — популярное среди молодежи средство передвижения, а молодым иногда свойственен эгоизм и пренебрежение к другим участникам движения», — говорит о своих наблюдениях психолог. Некоторые пользователи электросамокатов демонстрируют пренебрежительное отношение к окружающим, считая, что имеют право ездить там, где хотят, даже если это мешает другим людям. Они не уступают дорогу, не сигнализируют о маневрах и вообще ведут себя так, будто пространство принадлежит только им.

5. Страх перед неизвестным

Имеет место и страх перед неизвестностью, ведь для некоторых людей электросамокаты представляют собой нечто новое и непонятное. Страх перед новыми технологиями и изменениями в привычном укладе жизни также может способствовать негативному восприятию самокатчиков.

Особенно это касается взрослых людей — у них страх за собственную жизнь и непредсказуемость движения самокатчиков соединяется с непониманием этого способа передвижения

Опрос

Раздражают ли вас электросамокатчики?

  • Да, и еще как
    %
  • Только отдельные индивиды
    %
  • Мне все равно
    %
  • Нет, самокаты — это прекрасно
    %
  • Я сам самокатчик, и меня раздражают пешеходы
    %

Почему самокатчики так себя ведут

Пренебрежение правилами среди самокатчиков, по мнению психолога, может быть обусловлено сочетанием различных факторов:

  • недостаточной осведомленностью о правилах передвижения и недостаточностью нормативно-правового регулирования;

  • ощущением безнаказанности;

  • желанием сэкономить время;

  • отсутствием ответственности за последствия;

  • склонностью к риску и скорости людей, которые управляют самокатами;

  • проблемами с самоконтролем, а иногда даже и протестом против системы.

Как сделать город удобным для всех

Создание специальных пространств

«Электросамокатчиков так не любят, потому что они всех бесят — водителей, когда они на проезжей части, пешеходов, когда они на тротуаре. Но проблема в том, что своего места у них в принципе нет, — объясняет урбанист Аркадий Гершман. — Их место — это велополосы, велодорожки, обособленные от обычных дорог и тротуаров и с разрешенным скорости езды до 30 км/ч».

Таким образом, по словам Гершмана, комфортным для всех будет то пространство, где есть разделенные зоны для каждого человека: медленные в виде тротуаров — для пешеходов, скоростная — для велоинфраструктуры, и более скоростная — для автомобилистов и общественного транспорта.

В некоторых случаях, как отмечает урбанист, возможна реализация концепции «shared space», то есть общего пространства, которым пользуются разные люди — но «перемешать всех» так возможно лишь в историческом центре, и на крупных дорогах — например, на Ленинском проспекте — осуществить такое практически невозможно.

Упрощение правил дорожного движения

Другая проблема для электросамокатчиков — правила дорожного движения, которые по-прежнему не адаптированы под их потребности.

«Эти правила совершенно непонятные. За последние 15 лет их пишут так, чтобы снять ответственность с гаишников и чиновников, и они очень запутаны для обычных людей», — говорит Гершман. В других странах, по словам урбаниста, электросамокаты приравняли к велосипедам — и правила для них оказались одинаковыми, что сделало их использование в городе более простым и удобным.

Людмила Гиль

Телесно-ориентированный психолог, преподаватель Московского института психологии

Аркадий Гершман

Урбанист, автор проекта «Город для людей»

Личный сайт