Дошкольникам
1. «Муха». Упражнение на тренировку внимания (5-8 лет)
Эта игра рассчитана на несколько участников. На асфальте мелом (или малярным скотчем на полу) чертится таблица 3х3. Клетки таблицы по размеру приблизительно такие же, как в знаменитых «классиках». Один из участников встает в центр. Он и будет нашей «мухой». Другой участник — ведущий. Он стоит за пределами полей таблицы и отдает команды: «налево», «вперед»… И участник «муха» делает шаг влево, вперед и т.д.
Самая последняя команда ведущего: «Муха вылетела!». При произнесении этой команды игрок «муха» должен находиться за пределами поля. Если участник «муха» выполняет все инструкции ведущего правильно, то сам становится ведущим. Если после слов «Муха вылетела» участник «муха» остался на поле, то он уступает свое место следующему игроку. Если игроков двое, то они просто меняются местами.
Дети постарше могут расчертить поле с большим числом клеток. Также можно ускоряться по ходу игры (произносить команды все быстрее и быстрее).
2. Упражнения для развития ассоциативного и образного мышления (5-7 лет)
- Предложите ребенку придумать новые способы применения для обычных предметов. Сколько вариантов использования вы можете придумать, например, для гвоздя или трубочки из-под сока? Десять? Сто?
- Попросите ребенка подобрать несколько ассоциаций к какому-нибудь слову. Например, апельсин, какой он? Спелый, сочный, оранжевый, вкусный, косточки, апельсиновая корка, дольки, Витамин С, лимонад, дерево…
- Древние египтяне изобрели «принцип дополнительности». Предмету могут приписывать самые необыкновенные свойства. Так, у египтян апельсин может быть одновременно и оранжевым, и черным, и круглым, и квадратным. Предложите ребенку подобрать невероятные свойства к какому-то предмету. Попросите нарисовать его задумку.
- Возьмите изображение любого древнеегипетского папируса и придумайте вместе с ребенком расшифровку-историю. Просто опирайтесь на символы и включайте воображение.
В свое время Наталья Бехтерева обнаружила в мозге «детектор ошибок». Это такая группа клеток, которая реагирует на несоответствие события, действия определенному шаблону. Детектор ошибок препятствует выходу в новизну, прорыву через догмы, преодолению. Поэтому творческое мышление — это бесконечный процесс преодоления детектора ошибок.
Именно подобные упражнения и позволяют ребенку выйти за пределы детектора ошибок и расширить свой творческий потенциал.
3. Для развития наблюдательности и обогащения мышления полезно просто обращать внимание детей на детали вокруг. Укажите на связку ярких шаров в торговом центре или на щебечущих птиц на ветке дерева. Дождитесь проявления эмоций ребенка. Обсудите с ним увиденное.
Упражнения для школьников
1. Таблицы Шульте. Ничто так хорошо не развивает внимание к деталям в тексте и беглость чтения, как таблицы Шульте. Для этого потребуется распечатать несколько из них (можно легко найти в интернете).
Выполнять это упражнение лучше с кем-то в паре. Первый участник мельком показывает таблицу второму и объясняет: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем он быстро кладет таблицу на стол числами вниз и дает инструкцию: «Нужно указывать на числа и называть их вслух по порядку от 1 до 25. Важно делать это как можно скорее, но без ошибок».
Затем первый участник снова переворачивает таблицу лицевой стороной и ставит ее перед вторым участником (на расстоянии 25-30 см от лица). Тот выполняет задачу. Отличный результат — 30-35 секунд на одну таблицу; хороший — 35-45 секунд; удовлетворительный — 45-55 секунд; низкий — больше 60 секунд.
2. Визуализация цифр на доске. Устройтесь удобно на стуле. Закройте глаза. Представьте в уме большую школьную доску. И теперь на ней начинают появляться цифры. Постарайтесь про себя считать от 1 до 10. В прямом и обратном порядке. И по мере вашего счета в уме каждая предыдущая цифра должна как бы стираться. Представляйте образ цифры очень четко и ярко, как если бы они были написаны мелом на доске, которую только что протерли.
Данное упражнение задействует заднюю систему внимания мозга, которая отвечает за концентрацию на зрительных образах и умение работать с воображаемыми объектами.
Упражнения для взрослых
1. Запоминание предметов. Это упражнение выполняется в парах. Попросите второго участника приготовить два-три десятка небольших предметов (ручки, ластики, брелоки и т. д.) и разложить их на столе. Вам нужно внимательно окинуть взглядом предметы в течение 10-15 секунд. Затем вы закрываете глаза, а второй участник меняет предметы местами и/или добавляет другие. Затем вы открываете глаза и пытаетесь отметить, что изменилось.
2. Мнемотехника. Случалось ли такое, что вы пришли в магазин и забыли, что именно собирались купить? Или не можете вспомнить имя нового знакомого? В таком случае помогают мнемотехники — приемы для запоминания информации.
Для запоминания номеров телефонов или пин-кодов полезно придумывать зрительные образы для цифр. К примеру, вам нужно запомнить цифру 231. Вообразим, что единица — это кол, двойка –лебедь, а тройка — волны. В таком случае мы можем составить образное высказывание: «231 — Лебедь по волнам от кола уплывал».
Обучаться новому, тренировать внимание, мышление и память можно в любом возрасте
Если вы учите стихи, то можно рисовать небольшие картинки на полях. Это тоже вариант мнемотехники. Для запоминания также полезно зарифмовывать слова.
Нередко нам нужно запомнить сложное определение или инструкцию. Возьмем пример из физики. Ампер — это такой постоянный ток, который протекает по бесконечно тонким длинным параллельным проводникам… Здесь может быть непросто запомнить все определения этих проводников.
Тогда бесконечность представляем себе в виде очков, а параллельность проводников изображаем в виде усов. Проводники можно представить как столб с приводами. И часть определения может быть зарифмована так: «Ток постоянный в очках и с усами бежал по столбу с проводами».
В данном случае важна не точная передача смысла, а как раз те ассоциации, которые этот смысл вызывают. В таком случае у нас может получаться полна абракадабра, но она-то из-за своей странности и помогает мозгу лучше запомнить изначальное определение. Он очень хорошо реагирует на странные, необычные вещи и запоминает их лучше.
Раньше считалось, что человеческий мозг с возрастом функционирует менее интенсивно. Сейчас мы знаем, что это не совсем так. На самом деле мозг пожилого человека — просто другой. В сложном хитросплетении его связей заключен колоссальный, накопленный десятилетиями опыт. Именно поэтому пожилые люди часто медленнее думают: их мозгу приходится обрабатывать больший объем информации, просеивая его через свой опыт.
Сейчас есть данные, что новые клетки мозга образуются даже в 85 лет. Поэтому обучаться новому, тренировать внимание, мышление и память можно в любом возрасте.
Источник: И. Мартынов «Мозг. Как он устроен и что с ним делать» (Аванта, 2020).
Об авторе
Илья Мартынов — нейробиолог, научный руководитель Музея мозга в Санкт‑Петербурге и Центра развития мозга, популяризатор науки. С 2011 года читает лекции по нейронаукам. Активно выступает за использование современных нейротехнологий для помощи людям с нарушениями в работе мозга.