Утром 11 мая в казанской школе №175 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по учащимся. В результате стрельбы погибли 9 человек, среди них семь учеников восьмого класса. Более 20 пострадавших попали в больницу с ранениями разных степеней тяжести.
Известно, что Галявиев имел официальное разрешение на владение оружием, которое получил совсем недавно, 28 апреля. Стрелок выпустился из этой школы 4 года назад и до апреля 2021 года числился студентом колледжа «ТИСБИ». В январе он перестал посещать занятия и оборвал связь с куратором группы, а весной был отчислен из-за академической задолженности.
При этом у Галявиева была хорошая характеристика: «За время учебы показал себя тихим и неконфликтным студентом. Всегда был опрятным и спокойным, уважительно относился к сокурсникам и преподавателям».
За несколько дней до нападения на школу Галявиев завел телеграм-канал, который после стрельбы был заблокирован администрацией соцсети. Там он писал о том, что он божество, пришедшее в человеческом облике на землю, что все люди — его рабы и должны подчиняться его приказам. А утром 11 мая сделал последнюю запись: «Сегодня убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь».
Позже, во время допроса, стрелок рассказал, что что ненавидит людей: «Я осознал себя богом не сразу, месяца два назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр, конкретно. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел и начал еще больше ненавидеть». Помимо этого он отрекся от родителей, сказав, что «женщина, которая его родила, — это не его мать».
Пока делать какие-либо выводы о том, что стало причиной произошедшего, рано. Но, как и всегда в подобных случаях, мы задаемся вопросом: можно ли было предотвратить трагедию? Были ли какие-то признаки того, что будущий стрелок приближается к опасной черте и становится опасен для общества?
«Мы видим человека в психотическом состоянии»
Александр Мещеряков — врач-психиатр
Мужчины попадают в криминальные сводки чаще, чем женщины, особенно, когда дело касается подобных тяжких происшествий. Вероятно, это связано с гормональным фоном, уровнем тестостерона в крови — все-таки мужчины в целом более склонны к агрессии. К тому же, стрелку 19 лет. Считается, что мужчины взрослеют только к 30 годам, а до этого возраста они более внушаемы и для них более характерна манифестация психических заболеваний.
Поэтому в нашей стране так часто встречаются преступники молодые, с еще неокрепшей и несформировавшейся психикой. С возрастом же частота тяжких преступлений у мужчин снижается, — редко можно услышать о человеке, который совершил нечто подобное после 60 лет.
Если говорить про манифестацию психических заболеваний, то в стрелке мы безусловно можем увидеть человека в психотическом состоянии. И это очень похоже на острый шизофренический психоз. Не на интоксикацию психоактивным веществом и не на бредовое расстройство.
Вряд ли он мог имитировать норму, будучи больным, поэтому, если мы говорим о заболевании, то оно манифестировало уже после его учебы. Но если проанализировать его жизнь, то наверняка вспомнятся какие-то особенные черты, странности. Может, одноклассники или одногруппники вспомнят, что он был какой-то не такой. А может, даже выяснится, что кто-то из его родственников состоял на учете у психиатра. Но выводы о диагнозе и причинах действий, конечно, делать рано.
«Подобные трагические истории редко имеют что-то общее с адекватностью»
Ирина Белоусова — врач психотерапевт, психиатр
Агрессия не знает пола, она есть у всех в принципе, но биологической агрессии у мальчиков в среднем больше. Поэтому, если агрессию не направить в правильное русло, например, в спорт, в бизнес, в здоровую конкуренцию с другими мужчинами, если подавлять ее, то она найдет какой-то иной выход.
Если говорить о возрасте, то дело здесь не в цифрах в паспорте, а в психических, биологических и социальных процессах возрастного периода. Подросток, юноша — как скороварка: невероятной силы сексуальное и агрессивное влечение сталкиваются с социальными запретами и нехваткой подходящих способов для своей реализации.
У ребенка должна быть достаточная мера самостоятельности, свобода выбора и поддержка со стороны взрослых в вопросе исследования мира. Только тогда у него сложится возможность реализовывать свои влечения социально приемлемым способом. Я не встречала исследований на эту тему, но возраст около 25 лет — это эмпирически то время, когда получается достичь компенсации.
В данном случае речь может идти о целом ряде патологий, и о шизофрении в том числе
Но подобные трагические истории, все-таки, редко имеют что-то общее с адекватностью. На мой взгляд, это всегда патология. Это значит только то, что человеку в болезни нужна своевременная и адекватная помощь. Вне зависимости от пола и прочих признаков. И я надеюсь, что будет поднят ряд тонких вопросов устройства социального, медицинского, педагогического мониторинга и поддержки, которые оказались проваленными, раз с нами произошла такая трагедия.
В данном же случае речь может идти о целом ряде патологий, и о шизофрении в том числе. Характер высказываний человека мегаломанический (с грандиозным представлением о собственной значимости — прим ред.), аффект — ненависть. Человек в своей голове коренным образом отличается от других, он в разрыве с реальностью, а это похоже на психоз. Но только «похоже» — потому что пока нам не дали данных комплексной судебно-психиатрической экспертизы.
И здесь нет никаких противоречий с его биографией: человек может быть замкнутым и показывать социуму совсем не то, что происходит в его душе. Так и случается у людей, которые имеют характерный для эндогенных психических расстройств рисунок жизни.
Об экспертах
Александр Мещеряков — врач-психиатр. Его блог.
Ирина Белоусова — врач психотерапевт, психиатр, член российского общества психиатров. Ее блог.