Рассмотрим основные ошибки, которые невольно совершают родители старшеклассников из-за разницы поколений и без учета задач возраста.
Ошибка 1: ключевой фокус — на ЕГЭ
Необходимость определиться, какие ЕГЭ сдавать, диктует схему: выбор ЕГЭ — выбор вуза — выбор направления. Однако логичной является обратная последовательность.
Кроме того, апатия подростка по этому вопросу часто связана с тем, что для него важнее понять не «Кем стать?», а «Кто я?». Вуз и профессию можно поменять, а вот жизненные стратегии, выбранные в этот период, остаются на большую часть жизни.
Возможное решение
Снимите напряжение вокруг ЕГЭ и сместите фокус ребенка на исследование себя. Вопрос, который может помочь подростку: «Каким я хочу стать и какой путь быстрее меня туда приведет?».
Мы живем в кросс-функциональном мире, и в большинство сфер деятельности ведет несколько дверей. Чтобы стать архитектором виртуальных миров, можно начать и через программирование, и через дизайн, и даже через философию.
Результат схож, а пути разные. Важно выбирать, фокусируясь на своих интересах и сильных сторонах, а не на экзаменах.
Ошибка 2: ориентир на стабильность
Ценностная парадигма сильно изменилась, и ее необходимо учитывать. Поколение родителей современных подростков выросло на отголосках советской системы с приоритетом стабильности. Поколению Z («зумеры», рожденные с 1997 по 2012 годы) чужды приоритет стабильности и желание работать на одном месте всю жизнь, а гарантированная зарплата не приравнивается к безопасности.
Современный подросток не мечтает о постоянной работе, да и вообще о работе. Он мечтает об интересном развивающем его деле, которое будет соответствовать его картине ценностей, где свобода встречается сильно чаще, чем стабильность. Поколению Z важно видеть смыслы и то, насколько компания соответствует заявленной миссии.
Возможное решение
Многие привыкли считать подростковый вопрос «Зачем?» инфантильностью. Но что если это новый уровень осознанности? Само допущение того, что вашему ребенку может быть важно не то, что важно вам, бывает целительным. Перед тем как прокладывать пути к идеальному будущему, обсудите с подростком сами понятия идеала и успеха.
Ошибка 3: выбор за подростка или полная свобода
Чаще всего родители занимают одну из двух крайних позиций: решают все за ребенка или дают карт-бланш и выключаются из процесса, однако в большинстве случаев обе эти стратегии не эффективны.
Один из ключевых процессов, который идет в психике подростка, — это формирование автономности. Здесь важны оба слова: и автономность (очень важно сделать самому), и формирование (система еще не сложилась, она шатка).
При решении за подростка, даже если вы учитываете его интересы и особенности, провисает мотивация ребенка и отсутствует ответственность за выбор, так как он его не совершал. А предоставление тотальной свободы в выборе ощущается как обучение плаванию по бразильской системе: тебя кинули в океан, не проверив, умеешь ли ты плавать, и ничего не сказав о том, где берега.
Возможное решение
Обеспечьте психологическую поддержку и предоставьте инструменты выбора — от совместного разбора направлений до профессионального наставника, который окажет поддержку не из родительской позиции. Цель — отдать подростку штурвал с правом выбирать направление, но вооружить при этом картой и научить пользоваться компасом.
Ошибка 4: отказ от хобби, чтобы вернуть мотивацию к учебе
Родителям бывает трудно признать приоритет «хочу» над «надо». Отсутствие мотивации к учебе порой приводит к блокировке занятий, которые взрослые считают бесполезной тратой времени, но которые дороги подростку. В большинстве случаев это ведет ровно к обратному эффекту, так как мотивация в принципе или есть, или нет, и рождаясь в одной сфере, она неизбежно влияет на другую.
В подростковом возрасте самый большой риск для родителя — отбить желание что-то делать в принципе. Кроме того, большинство хобби — от спортивного ориентирования до рисования максимально влияют на образование новых нейронных связей и развитие когнитивной функции.
Возможное решение
Первое: помогать искать «хочу» в учебе. Так как выгода от многолетней учебы здесь и сейчас не очевидна, важно помочь ребенку построить мостик между «сейчас» и «будущим».
Второе: усиливать другие источники мотивации для поддержания общего уровня увлеченности подростка. Любовь, например, к волейболу может стать несущей конструкцией для мотивации.
Вместе с подростком составьте список самых вдохновляющих его вещей и найдите им место в расписании: именно они в период перегруза дарят радость и переключают мозг, а значит, дают ему возможность усвоить тонны поступающей информации.
Ошибка 5: стремление выбрать одну профессию на всю жизнь
Единственность выбора сегодня — почти всегда утопия, а вот мультикарьерность — новая норма. Если еще 15 лет назад людей-сканеров (тех, кто часто меняет сферу деятельности) считали людьми с нереализованными карьерными амбициями, то сейчас — мультипотенциалами, которых высоко ценят. Кросссферность позволяет развить системное и интегративное мышление, быструю обучаемость и высокую адаптивность.
Возможное решение
Следите за тем, чтобы не транслировать подростку страх ошибки. Его мир не рухнет от необходимости перевыбора, если он будет к этому готов. Учите не столько выбирать профессию, сколько самому навыку осознанного выбора.
Поощряйте эксперименты. Чем раньше подросток начнет стажироваться, работать и пробовать разные сферы, тем лучше он будет понимать себя и то, что ему подходит.
Настраивайте подростка на выбор направления, а не конкретной специальности. Сами профессии могут настолько измениться, что есть вероятность поменять профессию, не меняя место работы.
Ошибка 6: анализ перспективности профессий с позиции заработка
Деление профессий на денежные и неденежные — миф. Зависимость между сферой и заработком больше не линейна. Сейчас реально зарабатывать практически в любой сфере, если ты хороший специалист и знаешь, как грамотно донести ценность своих услуг до пользователей. Репетитор, дизайнер-фрилансер, менеджер соцсетей могут зарабатывать больше директора завода.
Более того, риски в традиционных профессиях выше, чем в творческих, так как их легче автоматизировать. А с появлением новых сфер у современных подростков есть возможность делать то, о чем их родители лишь читали в фантастических книгах.
Уже сейчас растет спрос на инженеров 3D-печати, разработчиков беспилотного транспорта, архитекторов «зеленых» городов и других новых профессий.
Возможное решение
Важно замечать тренды и изменения, анализировать, как трансформируется сфера и как можно к этому себя подготовить. Нужно думать не о том, как обойти роботов, а о том, как использовать их себе и профессии на благо.
Никто не жалуется, что стиральная машина отобрала у нас возможность стирать руками. Вопрос лишь в том, как мы используем время, которое освободилось. Следовать трендам или игнорировать их — то же самое, что плыть по течению или против него.
Пример: еще три года назад телемедицина была предметом шуток, однако во время пандемии видеоконсультации стремительно вошли в нашу жизнь. Этот опыт показал, что большая доля пациентов уже готова к этому, а врачи не все.
Учет тренда на автоматизацию может в корне поменять сам подход к подготовке специалистов. Что, если важно думать не о самой диагностике, а о том, как отслеживать возможные ошибки техники и давать четкие рекомендации по видеосвязи?
Ошибка 7: знак равенства между вузом и обучением
Прямой связи «топовый вуз — успешная работа» уже нет: отрыв между обучением и реальной практикой только растет. В ряде крупных технических компаний уже отменили требование дипломов при приеме на работу, да и роль вузов в процессе трансформации.
Что дает высшее образование в России? Если не считать социальные льготы и психологическое спокойствие «все по плану», главный плюс — это среда, появление определенного мировоззрения и развитие общей эрудиции (если речь идет о хорошем вузе). Это немало, но это не о знаниях и трудоустройстве.
Возможное решение
Важно признать, что обучение в вузе — необязательное звено, и хотя бы мысленно допустить другие траектории развития событий.
На коротких курсах можно концентрированно получить необходимую информацию и навыки, которые позволят быстро войти в профессию (примеры вроде науки или медицины в расчет не берем) и продолжить свое развитие на рабочем месте.
В вузах практикоориентированные курсы тоже есть, но их процент от общего объема изучаемого материала ничтожно мал. Можно совмещать обучение в вузе и на курсах, но важно честно понимать, куда и зачем мы уговариваем своего ребенка инвестировать время.
Кстати, вариант, когда люди осознанно получают высшее профессиональное образование уже после того, как определились с направлением и проработали в нем несколько лет, обоснованно становится популярнее.
Ошибка 8: превосходство теории над практикой
Процесс обучения в традиционных школах и вузах построен на росте знаний и объема информации, загруженных в мозг. Типичность задач делает медвежью услугу мозгу: в процессе наработки решений однотипных задач подростки развивают скорость и качество решения именно этих задач, запоминая алгоритм, а не разрабатывая его самостоятельно. Сегодня важнее уметь думать и искать решения в нестандартных ситуациях.
Возможное решение
Первое: поддерживать ребенка в получении различного опыта — от экспедиций до проектных лабораторий, от стажировок до собственных стартапов. Это развивает мышление и пополняет копилку успешных опытов, которые помогают не бояться ошибок и ориентироваться в неизвестности.
Второе: учить думать, а не решать задачи. Подростку важно не только готовиться к ЕГЭ, но и участвовать в олимпиадах. Гуманитариям важно решать технические задачи, и наоборот. Именно антиинтуитивные движения развивают гибкость мышления.
Вывод
Конфликт «отцов и детей» вечен, но он может стать для вашей семьи темой обсуждения, а не полем военных действий. Если вы разберетесь в задачах возраста и будете учитывать то, чем подростки всех времен похожи друг на друга и чем современные подростки отличаются от тинейджеров вашего поколения, то прийти к конструктивному решению будет проще.
Кроме ошибок, которые кроются в непонимании родителем подростка, есть еще слепые зоны, связанные с незнанием трендов и того, как и куда развивается мир профессий (и в этом тоже надо разбираться — и самостоятельно, и вместе с подростком). Но первый шаг — желание понять, что важно вашему ребенку и почему.
Коуч, лидер практики по работе с цифровыми талантами в «Культуре Инноваций»