Между тигром и телепатом есть общее: оба могут читать мысли.
Начнем с тигра.
Его природа, его психология, его ухватки и существование часто не необъяснимы. Стоит только направить на жизнь тигра увеличительную лупу, и многое просто шокирует. Этому увеличению посвятил свой документальный роман о тигре-людоеде в приамурской тайге канадский журналист Джон Вейллант. Зимой 1997 года тигр в долине реки Бекин убил и съел двух охотников, и для охоты на зверя был по тревоге вызван отряд опытных звероловов из Владивостокской инспекции «Тигр».
Картина нападения хищника на человека поразила специалистов.
По всей видимости, тигр чувствует свою территорию – а это десятки километров глухой тайги, засыпанной толстым слоем снега, – как свою собственную шкуру… Совершая обычный обход района, хищник внезапно замер (о чем сказали следы) и насторожился. Мог ли он услышать, например, какой-нибудь звук? Скажем, звяканье стальной ловушки на песца, которую проверил охотник на расстоянии 2 километров (!) от тигра? Тогда мы должны предположить, что тигр обладает чувствительностью радара. Впрочем, секрет такой сверхчувствительности может быть в чем-то другом. Однако тигр-людоед прозрел человека, засек его координаты, уяснил скорость передвижения и, совершив идеально точный разворот, пошел в его сторону, пошел на сближение, причем двинулся так, чтобы враг его не обнаружил, взяв правее той линии, по которой шел человек.
Охотника звали Андрей.
И тигр знал, куда он идет: проверив ловушки, охотник заглянет в свой охотничий домик.
Зверь вел себя так, словно заглянул в будущее или читал мысли.
Обогнув тайной дугой жертву, тигр первым вышел к домику, разодрал крышу и вытащил наружу матрас… Зачем? А затем, чтобы ему, тигру, было комфортно лежать на снегу в ожидании добычи. Оттащив матрас под ближайший кедр, тигр открыто лег на пути охотника. Почему-то этот огромный огненно-полосатый зверь был уверен, что враг его не заметит, и Андрей его действительно не заметил. Он спокойно шел прямо на тигра. Местные удэге считают тигра божественным существом, а вызов тигру – безумством. Зверь, уверены они, как телепат, читает наши мысли. Тигр, как гипнотизер, подчиняет своей воле кабана, кабаргу, росомаху и даже птицу. Охотник подошел к тигру на расстояние уже десяти шагов, когда внезапно увидел зверя прямо перед собой; он успел с машинальной реакцией зверолова выхватить из-за спины винтовку и даже попытался выстрелить, но тщетно. Их разделяло всего две секунды. И тигр растерзал человека.
Прошел не один день, прежде чем хищника выследили охотники из инспекции «Тигр», они вышли к тигриной засаде втроем, и в прыжке зверь сумел задеть когтями лишь старшего зверолова по фамилии Труш. Убив зверя, охотники сфотографировались на память, а раненый проспиртовал следы когтей на плече.
Самым поразительным стал случай с поездкой Труша в 2004 году в заповедник к соседям, в Центр реабилитации диких животных, где в вольере долгие годы жил огромный, но вполне ручной тигр по прозвищу Лютый… Так вот, увидев первый раз в жизни Труша, зверь внезапно осатанел и едва-едва не убил, прыгнув со всей силой на сетку. От удара Труш упал спиной наземь. Семь лет прошло после того, как Труш и его команда убила тигра в тайге, однако на нем сохранился некий отчетливый оттиск, который тигр легко прочитал и впал в ярость.
Нанайцы считают тигра абсолютно невидимым и единым, увидеть можно только или следы на снегу, или мертвого тигра. Иными словами, в их представлении тигр – это энергетическое биополе, где все тигры, и живые, и мертвые, связаны в один космос.
Описывая тигра, я, конечно, думаю о человеке.
Опыт знаменитого Вольфа Мессинга говорит о том, что предвидение будущего вполне возможно, что границы человеческого вещества намного больше, чем тот контур, который обшит кожей и украшен глазами. Что чтение мыслей – это не фокус, а реальность, может быть, даже банальность, просто ключи к ней пока не найдены.
Чего стоит хотя бы скандальное предсказание телепатом даты окончания войны на заседании Политбюро в июле 1941 года, куда его пригласил Сталин. Ответ Мессинга: «Война кончится весной 1945 года, но СССР победит», вызвал ярость у Берия и замешательство руководства, только один вождь сохранил внешнее спокойствие.
Сам Мессинг на досужие вопросы о том, как он заглядывает в будущее и читает мысли, всегда с тоской отвечал: «Дорогие мои, представьте, что зрячий пришел в страну слепых и те его спрашивают: как ты можешь говорить о свойствах предмета, даже не пощупав его руками? Очень просто, отвечает пришлец, я его вижу. Что значит «вижу»? – спрашивают слепцы».
Во всяком случае, история с тигром и эпизод с предсказанием Мессинга говорят нам о том, что мы недостаточно знаем ни о тиграх, ни о нас самих, и самым точным ответом на эти неясности будет решение считать человека чудом, таким же божественным зверем, таким же космосом, каким почитают удэге и нанайцы амурского тигра.
Об этом:
Дж. Вейллант «Тигр, история мести и спасения» (АСТ, 2013).
В. Мессинг «Я – телепат» (Юго-запад, 1990).