Алексей перемещается по Москве на черном MINI. 42-летний мужчина встречает интересных женщин, дарит им цветы, устраивает романтические встречи при свечах, засыпает их нежными SMS-сообщениями… Сколько в его жизни их было? Он мечтает о том, чтобы когда-нибудь его автомобиль припарковался у единственного дома, в котором будет жить она — его принцесса...
39-летний Роман — модный фотограф. Едва ли не каждый день перед объективом его фотокамеры позируют прелестные девушки-модели, но ему нужна только одна — та, что заставит его забыть обо всех других. 35-летний Олег тоже надеется на это: «Я верю, что в мире есть женщина, предназначенная только для меня».
У Алексея, Романа и Олега разные истории жизни: первый — вдовец, второй — разведен, третий — холостяк. У каждого были и романы на одну ночь, и длительные (вполне комфортные) отношения с разными женщинами, которые, однако, не затронули их сердца. Сегодня все трое живут в ожидании «настоящей любви».
В детстве не важно, какого пола любимый герой, главное, чтобы он был добрым, сильным, красивым и помогал слабым
Привычно думать, что о сказочном партнере мечтают только женщины, ведь поиск романтического идеала, кажется, отвечает лишь их чувственной сущности. И действительно, большинство девочек вырастают с мечтой о прекрасном принце, который непременно победит ужасного дракона, освободит их из заточения и покорит своей отвагой и красотой. И пока они примеряются к сказочным сюжетам, мальчики носятся по двору, играют в войну, воображают себя супергероями, дерутся, осваивают компьютер и, кажется, о чувствах просто не думают.
На самом деле это не так. «В большинстве сказок главная героиня — принцесса, а принц — лишь элемент ее судьбы, — объясняет юнгианский аналитик Лев Хегай. — Но это не мешает детям идентифицировать себя с каждым из персонажей. Ведь в детстве не важно, какого пола любимый герой, главное, чтобы он (или она) был положительным, добрым, сильным, красивым и помогал слабым. Таким образом, и мальчики могут примериться к образу сказочной принцессы».
Что думают сами мужчины?
По данным опроса мужчин в возрасте от 18 до 65 лет, проведенного европейским Институтом общественного мнения (Ifop) для Parship в 2006 году:
- 6% европейских мужчин вполне довольны своим холостяцким положением;
- 11% не откажутся от отношений на одну ночь;
- 23% мужчин говорят о том, что в течение последних 12 месяцев назначали свидания более чем десяти женщинам;
- 53,2% мужчин хотели бы, чтобы их история любви никогда не кончалась.
Они тоже мечтают
Поэтому, взрослея, и мальчики втайне мечтают о своей прекрасной даме, иначе говоря — об идеальной женщине, жене. «Она для мужчины и великая мечта, и цель жизни, даже если он этого и не осознает, — поясняет Лев Хегай. — Ради нее он готов биться на рыцарских турнирах и совершать подвиги, именно она часто придает смысл его жизни, вдохновляет на свершения». Но воспитание и стереотипы не позволяют говорить об этом открыто.
«Зачастую мужчины даже себе не могут признаться в том, что в них сильна тяга к романтическому идеалу, — продолжает Лев Хегай. — Они используют разные формы психологической защиты, в том числе вполне циничные: например, анекдоты про блондинок». В каком-то смысле блондинка — та же принцесса, девушка с длинными золотистыми волосами, совершенно неприспособленная к земной жизни. Это привлекательный образ для мужчин на все времена.
Противоречивый образ мечты
Выбирая из популярных детских сказок любимую героиню, Алексей останавливается на Спящей красавице: «До того как ее поцеловал принц, она будто и не жила. Неплохо бы узнать, что случится с ними после свадьбы...» Роман, вспомнив о Белоснежке, дает ей нелестную характеристику: «Она простовата и наивна, вечно витает в облаках… Нет, с такой девушкой я бы связываться не стал, предпочитаю женщин, как говорится, с пониманием: с ними все же есть о чем поговорить».
«У юных сказочных принцесс небольшой жизненный опыт, — подтверждает психотерапевт Юлия Казакевич, — а их суждения далеки от реальности. О такой принцессе может грезить тот, кто вполне успешен и многого добился в жизни. Это, как правило, зрелые, энергичные, властные мужчины, те, кто излучает силу и надежность».
Роман же мечтает о женщине, которая «обладает сильным характером и нестандартным взглядом на жизнь, она должна четко знать, к чему стремится, и подталкивать меня в нужном направлении». Олег видит свою идеальную избранницу «независимой и великодушной», Алексею хочется, чтобы она «умела его слушать и не боялась с ним спорить».
В общем, девушка-мечта — образ крайне противоречивый. С одной стороны, она должна быть путеводной звездой, с другой — защитой, опорой и хорошей хозяйкой, которая умеет создать домашний уют.
В поисках матери
«Среди зрителей мюзикла «Красавица и Чудовище» сегодня можно заметить немало одиноких мужчин, — рассказывает Лев Хегай. — Почему? Ведь, казалось бы, логичнее предположить, что сказочное зрелище скорее привлечет мечтательных женщин или же молодые романтические пары. Думаю, объяснением может послужить самоощущение мужчины, который бессознательно воспринимает себя... неким заколдованным чудищем. Он надеется встретить чудо-принцессу, которая расколдует, пробудит его душу и превратит наконец в принца».
Карьера, учеба, бизнес — многие свершения в жизни мужчины действительно происходят под влиянием женщины. «В современном обществе вообще смещены границы между типично женским и типично мужским, — подчеркивает Юлия Казакевич. — Мужчины все чаще реализуют женский стиль поведения. Сила, напор, бескомпромиссность перестали быть для них единственным оружием».
Порядочность, надежность в отношениях, открытость, чувственная близость — именно так описывают большинство мужчин сегодня собственную мужественность по данным опроса, проведенного в августе 2007 года в восьми странах мира психологами Университета Индианы (США). И мечтают о нежности, понимании и умении слушать, которыми должна обладать их избранница.
Чтобы обрести самого себя, мужчине необходимо оторваться от матери, научиться самому делать выбор
«Так что, похоже, мечтают они о принцессе, а находят королеву-мать, женщину, способную понять их и защитить, при этом любя беззаветно, — добавляет Юлия Казакевич. — Но в отличие от матери на такой женщине можно жениться!»
Что ж, времена меняются, а идеалом для мужчин по-прежнему остается мать. Именно она формирует в мужском сознании образ идеальной женщины, становясь при этом либо образцом для подражания, либо полной его противоположностью. Для того чтобы жить собственной жизнью, обрести свободу и самого себя, мужчине необходимо оторваться от матери, научиться самому делать выбор и принимать решения. Для многих это непосильная задача.
«Воспитывая сына, женщина знает, что однажды он покинет ее, полюбив другую женщину, — напоминает Юлия Казакевич. — Но далеко не все матери готовы принять это расставание. Многие из них воспитывают сыновей, бессознательно надеясь, что те навсегда обезопасят их от одиночества». Для таких сыновей материнский образ надолго остается единственным и неповторимым.
Мечты о всемогуществе
Верный путь к одиночеству — погоня за идеалом, которого, как известно, не существует. «Влюбляясь в «принцессу», молодые люди идеализируют ее, — объясняет Лев Хегай. — Но, едва осознав, что перед ними девушка из плоти и крови, они нередко обесценивают этот образ, рвут отношения и бегут от нее».
Олег соглашается с этим утверждением: «Все мои истории любви завершаются так же быстро, как начинаются. Я верю в любовь с первого взгляда, я уверен, что смогу узнать единственную женщину, которая мне нужна. Если, познакомившись с ней, я чувствую, что начинаю в нее влюбляться, я тут же, как в омут с головой, погружаюсь в эти отношения и отдаю им всего себя. Но, увы, так же быстро я осознаю, что ошибся: мне порой достаточно мелочи, чтобы поставить точку».
Их мечты — это ностальгия по переживанию прекрасного детского чувства собственного всемогущества
Роман и Алексей тоже говорят, что верят в любовь с первого взгляда. В воображении они легко рисуют идиллические картинки их общего будущего. Так, Роману видятся «семейные завтраки с горячими тостами, кофе и утренней газетой». Алексею приятно думать о вечерах, «когда можно просто побыть рядом, не задавая друг другу вопросов». Повседневная жизнь без излишеств и премудростей — вот о чем мечтают эти мужчины. Но почему они сбегают через несколько недель?
«Их мечты — это ностальгия по переживанию прекрасного детского чувства собственного всемогущества, — размышляет психоаналитик Бернар-Эли Торжеман. — Они хотят, чтобы реальная жизнь с точностью повторяла их инфантильные ожидания. Но идеала, встречи с которым они так ждут, не существует.
Их сказочная принцесса — не что иное, как отображение собственных желаний, мечты о том, какими они сами хотели бы быть и что хотели бы пережить. Несовершенство реального мира напоминает им об собственном несовершенстве — они не могут его принять и разрывают отношения. И начинают новый, порой бесконечный, поиск идеальной женщины».
«Они хотят, чтобы о них заботились»
Psychologies: Как сейчас общество воспринимает мужчин, которые ждут большой любви?
Кристин Кастелен-Менье: В эпоху массового потребления и возведенного в культ стремления к успеху жизнь в ожидании сказочной любви кажется как минимум странной. Особенно когда речь идет о мужчине, ведь пассивное ожидание идеала в любви разрушает его традиционный образ: сильный, деятельный, напористый, сексуально активный. Причем эти, казалось бы, устаревшие стереотипы стали вновь значимыми для общественного сознания сегодня, когда все больше мужчин заявляют о своем праве быть чувственными и далеко не всесильными.
Мечтают ли современные мужчины стать прекрасными принцами?
Нет! Образ принца, спасителя, защитника и, если говорить напрямую, «поставщика оргазмов» кажется мужчинам непосильной ношей, которую они отказываются взваливать на свои плечи. Теперь они сами хотят, чтобы о них заботились, им подставили плечо и даже разбудили их чувственность. Доказательство? Все больше и больше мужчин живут с женщиной старше себя, которая помогает раскрыться их личности.
Влюбленные в любовь
Мечтать об идеальной жизни, вместо того чтобы жить в реальности, — такое искушение свойственно в равной степени каждому из мужчин или женщин.
«Вступая в романтические отношения, мы всегда рискуем: наступает момент, когда влюбленность проходит, — напоминает психотерапевт Сильви Тененбаум. — Бессознательно этот момент ассоциируется у нас с первым глубоким разочарованием, которое переживает каждый ребенок, когда мать перестает постоянно присутствовать в его жизни, лишая свой образ идеального ореола».
Некоторым так и не удается преодолеть в себе эту детскую боль. Став взрослыми, они живут с постоянным страхом, что новые отношения так же распадутся. И быстро завершают их сами, вместо того чтобы сделать шаг навстречу партнеру и за сказочной иллюзией попытаться увидеть реального человека, узнать, понять и полюбить его именно таким.
«Они уверены, что безграничное счастье, чувство полета, возбуждение и радость, характерные для начала отношений, должны присутствовать всегда, — объясняет Катрин Одибер. — Как только страсть утихает, они разрывают отношения и отправляются на поиски новых, которые вновь подарят им яркие краски жизни и ощущение полета. Такие мужчины влюблены в само состояние любви, в то, что она с ними делает».
Окунуться в любовь, хоть на мгновение проникнуться захватывающим чувством означает еще и уйти от сложностей реального мира. Утолить боль самого первого расставания и скрыться от бессознательного страха перед расставанием вечным, то есть от страха смерти, — вот цель зачарованных принцев. Ведь сказочные принцессы не стареют. А значит, никогда не умрут…
Пробуждение души
Спящая красавица — универсальный образ, с которым могут идентифицировать себя и мужчины, считает психотерапевт Юлия Казакевич. Ведь на самом деле сказка говорит о желании каждого войти в контакт с собственной душой:
«Аналогий с жизнью нашей души в этом сюжете немало. Принцессу тщательно охраняют от внешнего, настоящего мира. Она живет своим воображением, не зная реальной жизни, словно грезит наяву. Так существует и бессознательная часть нашей души. Принцесса чувствует потребность вырваться из-под родительской опеки, получить опыт общения с реальностью, то есть в каком-то смысле лишиться невинности. Так и взрослеющий человек стремится отделиться от матери, чтобы научиться проживать собственную жизнь.
У принцессы столкновение с настоящим происходит в момент встречи с принцем, который, если вдуматься, ведет себя с ней довольно бесцеремонно. Например, заставляет ждать себя столетиями, а появившись, целует спящую далеко не братским поцелуем. Злоключения принцессы, в результате которых она пробуждается от сна и начинает жить, набираясь житейского опыта, символизируют не вполне осознанную потребность человека, в том числе и мужчины, расстаться с невинностью детства. Ведь лишь от соприкосновения с грубой реальностью в нас пробуждается к жизни душа».