Psychologies: Сказывается ли отсутствие общих девяти месяцев в жизни матери и младенца на их взаимоотношениях?
Галина Филиппова: Конечно, ведь в процессе беременности происходит становление этих взаимоотношений. У женщины вырабатывается понимание состояния ребенка, та самая «материнская интуиция», и формируется привязанность к нему.
Мама, не вынашивавшая ребенка, лишена этого опыта. А значит, адаптироваться и приспособиться к новой роли ей будет сложнее. У нее меньше телесного опыта, ей придется ориентироваться только на осознание того факта, что она теперь — мать.
А что чувствует младенец при переходе от одной мамы к другой?
Для ребенка это не столь уж значимо. Его психологический комфорт в данном случае гораздо больше зависит от того, насколько быстро «новая» мать займет собственно материнскую позицию. Смена матери будет практически безболезненной, если «новая» мать будет хорошо подготовлена — например, пройдет соответствующие курсы, поработает с психологом.
И вот здесь есть важная проблема. Родители, решившиеся на суррогатное материнство, настолько сосредоточены на том, чтобы достичь поставленной цели, так этим поглощены, так много в это вкладывают времени, сил и денег, что в какой-то момент им начинает казаться, что они уже сполна за все заплатили и теперь уж точно будут хорошими родителями. Но это не так. Нужно учиться быть родителями.
Что вы имеете в виду?
Всем родителям вне зависимости от того, как вынашивается ребенок, нужно не только посещать курсы подготовки к рождению ребенка, но и консультироваться с психологом. На курсах, скажем, лишь небольшая часть информации касается собственно родов, все остальное — про ребенка, про то, как наладить контакт с младенцем, как он растет, развивается.
Вот-вот у вас на руках окажется беспомощное существо, фактически оставшееся без мамы (без той, к которой привык), без грудного вскармливания — к этому же надо готовиться! А будущие родители на протяжении всей беременности вынуждены заниматься вопросами и заботами преимущественно законодательного толка. Думать о психологических аспектах общения с будущим ребенком у них зачастую нет времени.
Приняв решение родить ребенка, самостоятельно или при помощи суррогатной матери, мы редко задаем себе вопрос, для чего мы это делаем. В процессе беременности как раз происходит эта перестройка, становится понятно, что надо менять образ жизни, свое поведение. При суррогатном материнстве этого не происходит, все силы будущих родителей направлены не на обеспечение ухода за ребенком, а на реализацию себя: «Я хочу ребенка, у меня его нет, пусть будет».
Можно ли сказать, что семьям с ребенком, рожденным от суррогатной матери, приходится сложнее, чем обычным семьям?
Да, конечно. Судя по опыту моей работы, родители детей, рожденных от суррогатных матерей, чаще других ощущают свою несостоятельность, стремятся представить себя обществу как «настоящих», то есть обычных, традиционных родителей.
Поэтому многие из них имитируют беременность, скрывают правду от коллег, близких, а главное — от самого ребенка. Годами приходится жить со скелетом в шкафу, в постоянном напряжении и страхе.
А должен ли ребенок знать о том, как именно он был рожден на свет?
Да. У него есть на это право.
Можно по-разному относиться к суррогатному материнству, но, кажется, сегодня все больше семей прибегают к этому способу?
Когда беременность не может наступить естественным путем, врачи предлагают альтернативные способы рождения ребенка: от оплодотворения донорской яйцеклетки и ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) до суррогатного материнства.
Еще лет семь назад ЭКО казалось чем-то из области фантастики, а сейчас его воспринимают совершенно спокойно. Так, в 2011 году с помощью ЭКО появилось 6 миллионов детей. Это уже целая популяция.
Произошел определенный раскол: одни родители говорят, что детей надо рожать только естественным путем, другие уверены, что не воспользоваться достижениями современной науки глупо. Но любые разговоры про запрет того же ЭКО — это разговоры в пользу бедных. Прогресс ведь нельзя остановить. Думаю, скоро и суррогатное материнство станет обыденной вещью, это просто вопрос времени.