ФИЛЬМ «СУБСТАНЦИЯ»
В центре истории Элизабет Спаркл, чья кинокарьера давно позади: звезда на аллее славы покрылась трещинами гораздо раньше, чем лицо — морщинами. В поте лица и не без удовольствия она зарабатывает в роли ведущей в фитнес-шоу. Однако в ее день рождения меняется абсолютно все — жизнь будто превращается в дурной сон.
Поначалу даже немного смешно, что пятидесятый юбилей Элизабет становится началом конца. Еще ироничнее, что играет ее превышающая все возможные «стандарты» блистательная Деми Мур (62 года). Все причастные будто понимают: после таинственной отметки в полвека еще целая жизнь впереди, но что делать с этой жизнью — неясно.
Вердикт выносит продюсер Харли (не названный Ванштейном) — после пятидесяти все останавливается. Его слова для Элизабет становиться практически смертным приговором. Символическое убийство едва ли не переходит в реальное. Жуткая авария чуть не забирает жизнь Элизабет. Она выживает и без колебаний принимает загадочное предложение омолодиться.
Выше описаны первые минуты фильма. Далее по сюжету — подробное исследование того, что происходит, когда живешь прошлым. Оно захватывает. Оно играет на репите. Оно не дает зародиться будущему.
Несчастная женщина хотела всего лишь стать лучшей версией себя, но раздваивается. На здоровую и успешную. И больную и безвестную. Без возможности уживаться вместе
Расщепление — излюбленный мотив кинематографистов. В конце концов, суть самого этого искусства состоит в разделении — на настоящее и искусственное, на экранное и жизненное, на реальность и ее убедительную копию. Но что делать, если копия не просто превосходит оригинал, а вытесняет его в забвение?
МЕМУАРЫ КАК ОСНОВАННЫЙ НА РЕАЛЬНОСТИ ПРИКВЕЛ
Роль Элизабет Спаркл будто выходит за хронометраж фильма, и персонаж начинает соединять в себе как реальные характеристики актрисы, так и вымышленные.
Знакома ли была постановщица фильма, француженка Корали Фаржа с биографией Мур — неизвестно, но читая мемуары Деми, возникает ощущение, что экранная и реальная жизнь входят в одну смысловую матрицу. В 2019 году, чтоб освободится от тяги прошлого, актриса широко приоткрыла душу и подробно рассказала о детских травмах, борьбе с зависимостью, расстройствах пищевого поведения, отношениях с мужьями, детьми и родителями в книге Inside Out.
Если в год выхода книга казалась лишь результатом спроса на голливудские скандалы, то после «Субстанции» — хоррора об одинокой женщине без друзей и семьи, одержимой идеей увековечить свою красоту в квартире-мавзолее собственного тщеславия, мемуары обретают новый контекст. Текст, сублимирующий переживания «о себе травмированном», чуть ли не переходит в плоскость серьезного антропологического исследования — о разрушительной силе непосильных ожиданий, которые человек предъявляет к себе и которым пытается соответствовать перед обществом.
Если фильм — о работе горя (ее невозможности), то книга — о работе памяти (ее ловушках)
Как пишет Мур, у нее не было ни единого шанса на нормальную жизнь. Пока мать медленно сходила с ума, а отец со скоростью света топил горе в бутылке, маленькой Деми — названной в честь косметического бренда, привлекшего внимание ее матери-подростка — была отведена роль взрослого в семье, где родителям и младшему брату нужна была забота.
Одно из ранних воспоминаний Деми — как она выковыривала полупереваренные таблетки изо рта матери после очередной попытки самоубийства.
Когда ей было 15, Деми изнасиловал мужчина средних лет. Оказывается, это мать организовала доступ к дочке в обмен на 500 долларов.
Голливуд возвел Деми в ранг суперзвезды, но вместе с карьерным успехом росли зависимости. Держаться подальше от алкоголя и наркотиков было сложно. Но временами удавалось. Тогда она перенаправляла своих демонов на тело, отданное на алтарь киноиндустрии: худела и толстела ради ролей. Все закончилось серьезным РПП.
Ответ на вопрос, как публичное душеизлияние влияет на ментальное состояние, у каждого будет свой. И книга, и фильм звучат как шаги к освобождению: от тяги прошлого, от тревожного настоящего, от страха перед будущим.
ПОСЛЕ ТИТРОВ
Роль Деми Мур продолжает свою жизнь даже после завершающих титров. Получая «Золотой глобус» за лучшую женскую роль мать троих детей и бабушка, которая объективно в свои 62 выглядит восхитительно, призналась, что большую часть жизни чувствовала себя «недостаточно хорошей» — при всем наборе таланта и работоспособности, красоты и фертильности.
Деми Мур со сцены призналась, что буквально пережила похороны своего актерского потенциала, смирившись с мыслью, что ее карьерный путь завершен, а талант исчерпан. В самый сложный период жизни ее «спасательным кругом» стал фильм «Субстанция».
Номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль стала следующим этапом признания — однако, увы, заветная статуэтка досталась не Деми Мур, а 25-летней звезде «Аноры» Майки Мэдисон. В этом, наверное, можно увидеть определенный символизм!

Психоаналитический психолог