alt

С некоторых пор коллеги по работе стали избегать Марину. Как только она появляется в буфете во время перерыва, у всех сразу возникает куча неотложных дел. Марина работает в этой компании уже три месяца. По характеру она приветлива и открыта, полностью доверяет коллегам и даже делится с ними подробностями своей личной жизни. Почему же она оказалась в положении изгоя? «Товарищи по работе избегают Марину потому, что она отказывается соблюдать негласный кодекс — быть вежливым и внимательным с окружающими, но не выходить за рамки чисто профессиональных отношений, — говорит психотерапевт Пьер Блан-Санун. — Вежливое «Здравствуйте! Как поживаете?» от вашего соседа по офису подразумевает короткий ответ типа «Спасибо, хорошо. Как вы?», а вовсе не доскональный отчет о наболевшем. Конечно, легче работается в доброжелательной атмосфере, но она не должна перерастать в дружеские или любовные отношения в коллективе. На работе мы проявляем свои профессиональные качества, и тот, кто не хочет ими ограничиваться, рискует нажить себе немало проблем».

Выкладывая как на духу подробности личной жизни, не задумываясь, интересны ли они собеседнику, Марина совершает серьезную ошибку. Она нарушает не только профессиональный кодекс, но и нормальный ритм развития любых межличностных отношений. Ведь переход от поверхностных социальных связей к близкому доверительному общению происходит постепенно. Чтобы заслужить доверие, приходится сначала немало пережить вместе. Когда мы торопим события, собеседник чувствует себя не в своей тарелке.

Как поступить? «Секрет гармоничных взаимоотношений — в умении слушать. Именно его Марине не хватило, чтобы постепенно перевести профессиональные отношения в ранг более близких, доверительных», — считает Пьер Блан-Санун.

alt

Реализовать потребность делиться своими переживаниями, эмоциями, секретами можно при контакте с действительно близкими людьми, то есть с теми, кому мы можем доверить все самое личное, кто всегда готов выслушать нас и ответить взаимностью. Все мы время от времени испытываем потребность излить душу, но для этого необходима соответствующая ситуация и нужно, чтобы собеседник был готов нас выслушать.

«Марине стоит внимательнее присмотреться к тому, какие отношения приняты между ее коллегами, и попытаться воспроизвести их, — советует Пьер Блан-Санун. — Только так она станет полноправным членом коллектива. Если же она уже наговорила лишнего, спасти положение может следующая фраза: «Мне стало легче на душе после нашего разговора. Спасибо за то, что выслушали. Но я понимаю, что на работе о таких вещах говорить не стоит».

Пьер Блан-Санун (Pierre Blanc-Sahnoun) — психотерапевт, специалист по корпоративным коммуникациям, автор нескольких книг, включая «Искусство психотренинга» (InterÉditions, 2006).