«Сначала казалось, он любит меня, а первая жена просто формальность»
Лида, 29 лет
Мы познакомились в Дубае, где я полтора года работала менеджером в ресторане. Он с друзьями был нашим частым гостем. Однажды мы разговорились, пригласил меня на кофе. Амир понравился мне сразу — деликатный, без показной самоуверенности, которой грешат местные мужчины. Хорош собой.
Конечно, я не могла представить, как эта чашка кофе изменит мою судьбу. Просто сказала себе: если он окажется хорошим парнем, сможем общаться как друзья, что в чужой стране никогда не помешает.
Первая наша встреча дала нам обоим понять: хотя мы, безусловно, люди из разных миров, между нами сразу протянулась какая-то необъяснимая ниточка. Встречались несколько раз, он показал мне места залива, скрытые от глаз туристов.
Однажды после прогулки пошли ужинать. В тот вечер мне было с ним особенно легко и весело. И тут, глядя мне в глаза, он очень спокойно признался, что женат. Внутри у меня все оборвалось, хотя старалась не подать вида. Я решила, что это будет наша последняя встреча, а он просто хотел развлечься. И хотя он продолжал писать и звонить, не отвечала.
В конце концов он написал письмо, в котором признался, что относится ко мне серьезно. Хочет жениться. Второй раз. На мне
Сказать, что меня это потрясло, — ничего не сказать. Да, я прекрасно знала, подобное существует в местной культуре, но представить свидания с человеком, который на полном серьезе предлагает мне стать второй женой, я не могла.
Трудно было все это уложить в голове, но я хотела снова с ним увидеться. Просто честно призналась себе, что скучаю. И решила: в конце концов, если мы продолжим встречаться как друзья, я ничего не теряю. А если будет наставить на большем — прерву общение. Жизнь, как всегда, показала, что у нее для нас выстроен иной сценарий.
Мы встретились, и я сказала ему, что в этой ситуации готова остаться друзьями. Он улыбнулся: «Хорошо, пусть так и будет». Мы стали встречаться, сначала действительно как друзья, но чувства взяли верх. Я все больше понимала — это мой человек. Я влюблена. Да, у него уже есть жена, что в этой культуре нормально. Но тогда казалось, он любит меня, а первая жена просто формальность. Конечно, это был самообман.
Я согласилась на его предложение. Мне хотелось, чтобы наши отношения были законны. Никакой пышной свадьбы я не хотела, и мы устроили небольшую вечеринку для близких друзей.
Карлаз, первая жена, с которой его связывало гораздо больше, чем я себе представляла, оказалась против его женитьбы
Когда Амир привез меня в ее дом познакомиться, она устроила ему скандал. Бросила на меня беглый взгляд и стала что-то говорить на повышенных тонах. Разговор шел на арабском, я не понимала, но было очевидно — она не рада моему появлению. Амир попросил меня остаться в другой комнате. Я слышала, как она плакала. Он вернулся ко мне и сказал, что нам лучше уехать. По дороге уверял меня, что все будет хорошо. Ей просто нужно время.
Что я чувствовала в отношении этой женщины? Наверное, срабатывали какие-то защитные механизмы и мне казалось: его с ней связывает чувство долга, а любит он меня.
Через неделю она неожиданно пригласила меня на обед. Я очень волновалась, однако Карлаз вела себя на редкость дружелюбно и спокойно. При этом я осознавала: она хочет дать мне понять, что остается хозяйкой положения. Я была не против, в конце концов, в арабской культуре старшая жена — как старшая сестра, которую в детстве слушаются. Для меня эта ситуация вначале была немного похожей на игру. И на самом деле — это мой мужчина.
Говорили на английском. Она пошутила, что раз уж так сложилось, нам ничего не остается, как стать подругами. Я уверена, как мне тогда было психологически проще убедить себя, что я одна в его сердце, так и она думала, что остается его единственной любовью. А я — так, мужская блажь. Теперь мне понятно, что мы обе заблуждались.
После нашей первой встречи мы стали время от времени общаться. Карлаз показала мне местные магазины. Мы пересекались на чашку кофе. При этом все чаще она невзначай говорила мне какие-то вещи о муже, чтобы меня уколоть или расстроить. О том, что он ей недавно подарил и что при этом говорил. Как они с детьми планируют отправиться в путешествие. Сколько у них совместных планов.
Это давало мне понять: мое появление в их отношениях ничего не изменило. Все это рассказывалось с улыбкой победительницы
Очень скоро я почувствовала, что между ними есть и всегда будет своя история. Это была непростая фаза моих отношений с мужем. Возможно, в это же время и Карлаз стала осознавать, что я в его жизни — не просто затянувшееся увлечение.
Постепенно нам обеим стало понятно: лучше не общаться, так спокойнее. А вот его родительская семья приняла меня хорошо, как свою дочь. Однако не исключаю — еще и потому, что я вторая жена, а первая все-таки их соотечественница.
Я очень близка с его мамой. Обсуждала ли я с ней свои отношения с Карлаз? Да, мы говорили и на такие деликатные темы, и она уверяла, что сын меня любит. Мне не о чем волноваться. Но я продолжала ревновать мужа к его жизни без меня. Плакала. Мне были невыносимы те дни, которые он по закону проводит в другом доме.
Однако постепенно я стала чувствовать себя увереннее, понимая: что бы ни происходило, я дорога ему. Когда мы вместе, наши отношения по-настоящему наполненны. Когда его нет рядом, использую это время для себя, своего творчества и бизнеса. Занимаюсь созданием сумок, которые вышиваю вручную.
Сейчас мы с подругой, с которой стали бизнес-партнерами, продаем их через социальные сети, сотрудничаем с несколькими магазинами и создаем свою онлайн-площадку. Это меня полностью поглощает. Муж гордится мной. И все в наших отношениях постепенно уравновешивается. Я окончательно приняла ситуацию.
Мы любим друг друга, а все остальное — не более чем культурные особенности того места, в котором нам суждено было встретиться
Я замужем уже два года, и решение о замужестве во многом разделило мою жизнь на до и после. Непросто было рассказать маме о том, что мужчина сделал мне такое предложение и я его приняла. Она сначала кричала мне в трубку, что я сошла с ума. Потом плакала, умоляла этого не делать.
Но время сгладило и это: мама не раз была у нас в доме, хорошо знакома с Амиром, и я точно знаю, что он ей нравится. Для нее важно, что я официально замужем, мои права как жены защищает местный закон во многом более строго, чем в России.
Я потеряла некоторых своих российских подруг, они не поняли меня. Они имеют на это право, в конце концов, способность принять решение близкого человека и поддержать его — хорошая проверка людей на близость.
«Героиня нашла способ минимизировать неприятные чувства, но как будто застыла в безвременье»
Анна Синицына, гештальт-терапевт
Прежде чем прокомментировать историю Лиды, хочу немного поговорить о том, что такое зрелый выбор.
К сожалению, часто, когда мы принимаем решение, то думаем только о позитивных последствиям, всячески убеждая себя, что негатива не случится. Здесь мы немного похожи на детей, которые верят в Деда Мороза.
Зрелый осознанный выбор означает: выбирая, вступать ли мне в отношения с кем-либо, я выбираю как достоинства и подходящие мне стороны партнера, так и его недостатки и отличия. Сближаясь, мы выбираем и ту боль, которая неизбежно будет возникать.
Также выбор подразумевает, что мы думаем не только о себе нынешнем, но и о себе завтрашнем
Наверное, у каждого из нас были истории, когда мы выбирали что-то приятное для себя сегодня, оставляя последствия на будущее: завтра сяду на диету, а сегодня съем тортик, или пусть завтрашний я мучается, встает рано, а сейчас посмотрю сериал. Такой способ мышления нормален для детей, они еще не умеют выстраивать временную линию себя, но когда взрослый человек не думает о себе в будущем, то последствия могут быть очень печальные.
Теперь вернусь к истории героини, где мы наблюдаем яркий пример незрелого выбора. Человек видит только одну сторону отношений и не учитывает вторую. Заботится о себе нынешнем, игнорируя себя в будущем.
Когда Лида решает продолжить отношения с Амиром, узнав, что он женат, с идеей только дружбы, она не учитывает, что чувства к нему у нее уже есть. Потом будет больнее расставаться и принимать другие решения. Героиня старается не замечать своего избранника в полном объеме, видит только те стороны, которые ей нравятся.
Амир не сообщил ей о своем семейном статусе, когда начал за ней ухаживать и приглашать на свидание
Конечно, когда мы влюблены, нам приятно внимание, и мы можем убеждать себя, что избранник боялся отказа и поэтому не сказал, — как будто это признак силы его чувств. Но давайте будем честными: это признак того, что человек в данный момент заботится только о себе, а не о вас.
Проявление такого же способа поведения мы видим, когда Амир привез Лиду в дом первой жены, о которой он не позаботился, не учел ее чувств и пожеланий. Точно так же он не предупредил нашу героиню о том, что ее ждет по приезду. Возможно, он надеялся, что встреча пройдет как-то по-другому, но это тоже признак незрелого поведения, когда человек полагается на удачу.
Я верю, что сейчас героиня нашла для себя способ быть в этих отношениях и минимизировать неприятные для себя чувства, но она как будто застыла в этом безвременье.
Что будет, когда она заболеет или решит родить ребенка?
Понимает ли она, что ее муж так же будет уходить, что у него есть обязательства перед первой семьей, которые он должен выполнять? Осознает ли, что, выбирая эти отношения, она выбирает и чувства брошенности и одиночества, которые со временем будут более очевидными? Из ее рассказа предполагаю, что скорее нет.
Я допускаю, что есть ситуации, где любовь к человеку столь сильная, что партнер выбирает и ту боль, которая сопровождает отношения. Но в этом случае оба партнера откровенны друг с другом с самого начала, они понимают, на что соглашаются, и готовы принимать все последствия своего выбора, как приятные, так и неприятные.