Справляться с трудностями стоически: античные приемы, ставшие частью современной психотерапии
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

НЕГАТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 

«Пусть смерть и изгнание, как и все, что кажется ужасным, будут постоянно у тебя перед глазами». Эпиктет

Что ужасного может произойти в вашей жизни? Как вы на это отреагируете? Насколько вы готовы к бедам, с которыми другие сталкиваются ежедневно? Стоики советовали регулярно думать о том, что может пойти не так. В современном мире, где нас учат думать только о хорошем, этот совет может показаться странным. Однако представление о том, что все в жизни будет идти по плану, лишь усиливает страдания, когда мы встречаемся с неизбежными трудностями.

Как говорил Сенека, непредвиденные трудности хуже вдвойне. Чтобы не дать проблемам застать их врасплох, стоики практиковали технику, называемую «Заблаговременное обдумывание плохого», суть которой — размышление над тем, чего мы боимся.

Ее можно применять к любым страхам, хотя, на взгляд стоиков, она больше всего подходит для страха бедности, болезни, смерти близкого или изгнания. Стоики утверждали, что размышления о худшем из исходов имеют множество полезных сторон. Рассмотрим основные из них.

ПРИНЯТИЕ НЕЙТРАЛЬНОГО

Прежде всего стоики стремились воспринимать как нейтральные те события, которые были катастрофой для других. По их мнению, ничто внешнее не бывает ни плохим, ни хорошим, оно может быть только нейтральным. Категории хорошего и плохого относятся только к нашим действиям, и ничто, кроме самой смерти (о которой мы скоро поговорим), не может помешать нам в будущем поступать добродетельно.

Следовательно, нам нужно привыкнуть к восприятию этих вероятных событий как непредпочитаемого нейтрального. Плохо не то, что они случаются, а то, что мы плохо на них реагируем. Относясь к ним как к нейтральному, мы уменьшаем свою тревогу. Эпиктет рекомендовал своим ученикам говорить страхам: «Это меня не затрагивает» или «Что мне неподвластно, то мне безразлично».

ПРИНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР

Иррациональный оптимизм может вам навредить. Зачем принимать меры предосторожности, если вы убеждены, что все будет прекрасно? В мире бизнеса часто используется такой инструмент, как премортем (premortem) — «предсмертный» анализ, позволяющий избежать опасностей, связанных с чрезмерным оптимизмом.

Прежде чем запускать крупный проект или принимать важное решение, команда специалистов пытается заглянуть в будущее и представить, что может пойти не так. В результате выявляются риски, которые были упущены. Нельзя предотвратить то, что вы не можете предвидеть. Конечно, подходить к этому нужно рационально, чтобы меры предосторожности были адекватны реальной вероятности. Не каждый вероятный риск требует превентивных мер, но, представив возможные причины неудачи, вы повысите шансы на то, что все пройдет как надо. Эту технику можно использовать во всех сферах жизни.

Представьте, что вам не удалось достичь ожидаемого результата. Что именно помешало? Теперь вернитесь в настоящее и примите соответствующие меры, чтобы не допустить этого.

ПОДГОТОВКА ОТВЕТА

Даже когда нельзя принять мер предосторожности, представление о том, чего мы боимся, помогает заранее подготовить ответ. Марк Аврелий начинал день, напоминая себе, что предстоит встречаться с людьми «докучливыми, неблагодарными, дерзкими, хитрыми, лживыми и эгоистичными». Он мысленно готовился к этому и заранее определял свою реакцию: «Никто из них не сможет оскорбить меня или вовлечь в постыдное. Я не должен сердиться на них. Мы родились, чтобы работать вместе, как ноги и руки, как глаза и зубы».

Такое ежедневное самопрограммирование наверняка поможет вам быть более терпимым при встрече с подобными людьми и сохранять душевное равновесие. Сенека прибегал к военным метафорам, говоря, что солдат не знал бы, как ему действовать в бою, если бы его не готовили к этому: «Душа должна готовиться к трудностям в моменты спокойствия. К превратностям судьбы нужно готовиться, когда она нам улыбается. Солдаты готовятся к походу на врага в мирные времена. Если хочешь, чтобы человек сохранял здравомыслие во время кризиса, готовь его к этому заблаговременно». Короче говоря, представляя себе вероятные неприятности, мы готовим себя к ним.

ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

«Когда мы сталкиваемся с чем-то впервые, происходящее часто кажется страшнее, чем есть на самом деле. Часто представляя себе то, что нас страшит, мы привыкаем к этому и, таким образом, снижаем негативный эффект, если оно действительно случается. Мы смелее встречаем то, к чему подготовились. Тот, кто не готовится к худшему, страшится даже незначительного. Позаботься о том, чтобы ничто не застало тебя врасплох. А поскольку больше всего нас пугает неизвестное, возьми в привычку размышлять о возможных невзгодах и трудностях». Сенека

Чтобы преодолеть страх, нужно постепенно подводить себя к нему, и один из путей к этому — воображение. Представьте себя в ситуации, которой вы опасаетесь, и как вы с ней справляетесь. Такой способ представления — своего рода «эмоциональная симуляция», которая в определенной мере защищает нас от тревоги, порождаемой пугающими событиями. Открывая себя невзгодам контролируемым образом (пусть даже в воображении), мы повышаем сопротивляемость реальным событиям и развиваем эмоциональную устойчивость.

Подавляя страхи, мы усиливаем их. Вытаскивая страхи на свет и анализируя, мы уменьшаем их. Прокручивая в голове картинку, мы привыкаем к ней, ослабляя ее воздействие на нас. Также мы можем уменьшать страхи с помощью когнитивного дистанцирования, которое рассмотрим далее: «Все действительно настолько плохо? В этом совсем нет хорошего? Это действительно разрушит мою жизнь? Есть ли кто-то, кто справился с тем, что так пугает меня?» Короче говоря, мы понижаем уровень страха.

ИЗБЕЖАНИЕ ГЕДОНИСТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

«Не жажди того, чего у тебя нет. Посмотри, сколько превосходного есть у тебя, и представь себе, как бы ты желал этого, если бы его не было». Марк Аврелий 

Еще одна преграда на пути к наслаждению тем, что мы имеем, — это так называемая гедонистическая адаптация. Когда мы получаем что-то хорошее (новая машина, новый дом, новый партнер), наш уровень счастья повышается, но ненадолго. Со временем воодушевление спадает, и мы возвращаемся к обычному уровню удовлетворенности жизнью.

Чтобы бороться с такой адаптацией, Сенека в своих письмах предлагал суровую, но эффективную технику — представить смерть любимого человека. Он напоминал, что все, что мы имеем, дано нам взаймы свыше и в любой момент может быть затребовано назад.

Например, многие недовольны своим телом, оно для них источник стыда и тревоги. Конечно, мы должны стараться улучшить то, что нам не нравится в себе, но нельзя забывать о тех потрясающих вещах, которые наше тело может делать. Представьте на секунду, что вам ампутируют ногу или что вы ослепнете. Сколько бы вы заплатили, чтобы вернуть себе тело, которое есть у вас сейчас? Если вы научитесь ценить то хорошее, что имеет ваше тело, вам будет проще смириться с его недостатками. Короче говоря, вообразив потерю чего-то ценного, вы начнете больше ценить это и перестанете воспринимать как должное.

Поскольку жизнь — это самое ценное, что у нас есть, стоики советовали размышлять и о смерти. Эта практика, известная как Memento Mori («Помни о смерти»), позволяет взглянуть на проблемы шире.

УМЕНЬШЕНИЕ ТРЕВОГИ

Кто-то может подумать, что мысленное представление потенциальных проблем не идет на пользу, ведь оно вызывает тревогу в настоящем. На первый взгляд может даже показаться, что оно идет вразрез с другими техниками стоиков, которые старались не проецировать свои мысли в будущее, которое нельзя контролировать.

Как же стоики разрешали этот парадокс? Очень просто — разделяя мысли и тревогу. Размышления о вероятном событии необязательно подразумевают беспокойство о нем и даже могут уменьшить страх. Абстрактные идеи нередко пугают нас больше, чем конкретные. Вглядываясь в свой страх, мы делаем его более конкретным.

Представлять себе вероятный негативный сценарий и беспокоиться из-за него — это разные вещи. Представление — интеллектуальное упражнение, которое можно выполнять без возникновения отрицательных эмоций. Обдумывание необязательно подразумевает беспокойство.

Вообще, исследования показывают, что те, кто способен выносить неприятные мысли, не поддаваясь негативным эмоциям, более психически устойчивы, чем те, кто пытается подавлять эти мысли. Но этот навык требует практики. В конце концов, беспокойство — это форма страха, а страхи усиливаются, когда мы убегаем от них. Нужно научиться рассматривать ее объективно и широко. Стоит привыкнуть к ней, и она не будет вызывать у вас ничего, кроме скуки. В этот момент ваше внимание переключается, но не от страха, а из-за потери интереса.

Наконец, тревога, связанная с неуверенностью, уменьшается, когда мы знаем, что готовы к наихудшему сценарию. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.