Молодому агенту ФБР была необходима встреча с этим заключенным: именно он мог рассказать об убийце женщин. Узник был смертельно опасен даже при разговорах через тюремную решетку и определенно не был знаком с убийцей — заключенный Ганнибал Лектер, доктор Лектер, каннибал Лектер, известный тем, что съел печень одной из своих жертв. И запил кьянти… Но он мог знать, почему тот, кого искало ФБР, срезает у убитых кожу, почему в гортань каждой из них кладет куколку ночной бабочки и, в конце концов, почему он убивает.
«Почему он убивает?» — тот самый вопрос, ответ на который ведет к раскрытию преступления. Ответить на него может только следователь-профайлер (profiler). О них и пойдет речь — людях уникальной профессии, поставивших психологическую науку на службу розыску. Профайлеры — те, кто воссоздает психологический облик убийцы по уликам, признакам и знакам, с виду порой не имеющим отношения к делу.
Кто способен на убийство
Распространено мнение, что убийцами чаще всего становятся люди, матери которых с самого раннего детства отвергали их. «Но далеко не все, кто перенес такую психологическую травму, становятся преступниками, — размышляет психолог Сергей Ениколопов***. — 11-13 лет — это возраст, когда формируются представления о морали и нравственности. И если в этот период ребенок подвергался физическому и психологическому насилию со стороны взрослых, то влияние этих действий гораздо сильнее сказывается на развитии его личности, чем раннее отвержение». Кроме того, не следует недооценивать некоторые особенности, которые присущи каждому из нас от рождения. Например, такие, как возбудимость нервной системы. «Только сочетание всех неблагоприятных факторов: особенностей мозговой деятельности, степени возбудимости, нарушения отношений с матерью в раннем возрасте и тяжелого подросткового опыта — приводит к тому, что человек становится преступником», — уверен Сергей Ениколопов. ВИТА МАЛЫГИНА
Первая «серия»
Финал триллера Томаса Харриса «Молчание ягнят» известен. С помощью психологически рискованных контактов с доктором Лектером агент ФБР Клэрис Старлинг разгадала тайны куколок в гортани, личности убийцы и даже собственной личности. Для нас же самое интересное в том, что у героев «Молчания…» есть реальные прообразы. Клэрис Старлинг работала в ФБР в отделе бихевиористики (психологического анализа поведения), который возглавлял Джек Кроуфорд. Его прототип Джон Дуглас (John Duglas) основал реальный отдел бихевиористики. В конце 70-х годов прошлого века он первым в мире начал внедрять психологию в практику розыска по делам об убийствах — необъяснимых, серийных, особо жестоких или каким-либо образом связанных с сексуальными мотивами. Работая в Национальной академии ФБР, он самостоятельно исследовал возможности применения психологии в криминалистике: изучал статистику серийных убийств в США, общался с осужденными... Он пытался понять закономерность: кто и почему совершает чудовищные преступления. Руководство ФБР обратило внимание на эту работу, и Дуглас возглавил программу исследований «Личностно-преступное профилирование». Появился термин «профайлер» (от английского profile — «психологический профиль»). И сама эта профессия.
Благодаря работе профайлеров первый серийный убийца — Дэвид Карпентер — был задержан в США в конце 1979 года. Сегодня метод раскрытия преступлений с помощью создания психологического портрета (профиля) признан большинством ученых-криминалистов мира, а отдел бихевиористики ФБР — это более 300 дел, ежегодно поступающих к десяткам следователей-профайлеров. От 60 до 80% уголовных дел, переданных на консультацию в этот отдел, раскрываются. В 67% случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника*. В Академии ФБР в Куантико (США) и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд) обучают профессионалов из разных стран — 8-недельную подготовку прошли и некоторые сотрудники МВД России. Главная же цель исследований профайлеров, где бы они ни работали, — выяснить, почему люди становятся серийными убийцами, понять, что ими движет и каковы должны быть методы следствия по делам такого рода.
Искусство разведения «ягнят»
Работа профайлеров стала настоящим клондайком для романистов, сценаристов и режиссеров. В кино за следователями «с психологическим уклоном» все чаще зарезервированы главные роли. Надо признать заслугу «Молчания ягнят»: фильм ввел моду на этот тип героя. Методами профайлеров пользовались Малдер и Скалли в «Секретных материалах», персонажи Брэда Питта и Моргана Фримена в триллере «Семь», герой Кевина Клайна в «Январском человеке». Психотерапевт Брюс Уиллис разгадывал тайну убийств мужчин в «Цвете ночи». Профайлером была Сигурни Уивер в «Имитаторе»; психолог-криминалист — героиня одного из самых популярных сериалов Америки «Профиль убийцы». А Ланс Хендриксен из «Миллениума» до того, как разгадывать тайны мистические, тоже служил профайлером в ФБР. Но особенно приятно, что наш российский пионер психологического профиля Александр Бухановский тоже оказался в центре фильма. Причем американского. В основе «Гражданина Икс» — история следствия по делу Чикатило. И только два героя действуют под невымышленными именами — сам маньяк и профессор Александр Бухановский. Играет его знаменитый Макс фон Зюдов. Это единственное отступление фильма от «правды жизни» — Александр Олимпиевич значительно моложе великого шведа. В.Б.
Портрет на фоне
«Большинство профайлеров не выезжают на место преступления, — рассказывает Олег Бродченко, психолог, полковник милиции, руководитель группы по исследованию проблем психологического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ВНИИ МВД России. — Мы изучаем фотографии с места происшествия, отчеты экспертизы, работаем с информацией по другим преступлениям. Для нас важны не только детали, но и способ и порядок действий преступника. Мы анализируем, сопоставляем факты и составляем его психологический портрет». Профайлеры описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль поведения в быту, взаимоотношения с жертвой, предсказывают его следующие шаги. «Выводы, которые мы делаем, — это лишь предположения, которые помогают следствию сузить круг поиска, — продолжает Олег Бродченко. — И это, конечно, лишь общая схема работы».
У многих профайлеров есть свой индивидуальный подход к делу. Мики Писториус (Micki Pistorius), одна из немногих женщин-профайлеров в мире, работает в полиции ЮАР. Она не представляет себе эффективного расследования без действий непосредственно на месте преступления. Писториус, доктор психологии, закончила Академию ФБР, но по первой профессии она журналист. Возможно, в ее индивидуальном методе сказывается репортерское желание присутствовать в эпицентре события. Ей необходимо «влезть в шкуру» убийцы. Именно так она раскрыла «дело Феникса», который убивал женщин в полях сахарного тростника. «Я приехала на место преступления и решила пройти через поле, — рассказывает Мики. — Оно просто кишело змеями, насекомыми… Мне было не по себе, но я шла вперед, потому что хотела почувствовать то же, что чувствовал убийца, вдохнуть запахи, которые он вдыхал, услышать те же звуки. Это очень важно — пройти весь путь преступника, чтобы понять, о чем он думал в тот момент и что планировал сделать. Без этого не уловишь ход его мыслей, его состояние».
«МНЕ БЫЛО ВАЖНО ПРОЙТИ ВЕСЬ ЕГО ПУТЬ, ЧТОБЫ УЛОВИТЬ ХОД ЕГО МЫСЛЕЙ, ЕГО СОСТОЯНИЕ»
...А тогда на месте убийства он выкурил 15 сигарет: чувствовал себя в безопасности, хорошо ориентировался на местности. Туфли жертвы были аккуратно поставлены в стороне. Возможно, убийца — перфекционист, для него важно оставлять место преступления в идеальном порядке. Если так, то он такой и в жизни: дома у него порядок, и он следит за своим внешним видом. Убийца прокладывал себе путь через поле, срезая тростник. Характер среза от ножа — типичный для некоторых местных племен — навел Мики на след убийцы из среды народности зулу. Она точно описала его профиль, и преступник был найден. Метод следователя Писториус во многом основан на интуиции. В отличие от большинства ее коллег — они, как правило, опираются на логику и анализ данных по аналогичным делам.
Об этом
- Джн Дуглас, Марк Олшейкер «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц», Крон-пресс, 1999.
- Олег Бродченко, Ольга Логунова «Психолого-криминалистическое обеспечение раскрытия серийных сексуальных преступлений», ВНИИ МВД, 2004.
- Виктор Образцов, Сапфо Богомолова «Криминальная психология», Юнити-Дана, Закон и право, 2002.
Он разглядел маньяка в «профиль»
За несколько лет до ареста ростовского маньяка психиатр Александр Бухановский* создал его психологический портрет. В основных своих характеристиках он выглядел так: «Возраст — за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно; образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезненности. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав обострение опасности».
В Сакраменто (США) было совершено жестокое убийство. Осмотрев место преступления, сопоставив это убийство с другими, похожими, изучив результаты медицинской экспертизы, следователь Роберт Ресслер (Robert Ressler)** пришел к таким выводам: «Преступник — белый мужчина, примерно 25-27 лет, худой, плохо питается. Холостяк, друзей у него нет. В его квартире полный беспорядок. Если он живет не один, то наверняка с родителями, но это маловероятно. Возможно, в прошлом проходил лечение у психиатра. Не исключено, употребляет наркотики. Безработный. Возможно, получает пенсию по инвалидности. Не служил в армии. Очень рано бросил учебу. Страдает параноидальным психозом, это совершенно точно». Так выглядел психологический портрет Ричарда Шаза, который вошел в историю криминалистики под названием «вампир Сакраменто». Шаза арестовали через несколько недель — профиль оказался точным. И основан он был на чисто логических рассуждениях.
Мужчина Убийца, наносящий увечья сексуального характера, всегда мужчина.Белый Такие преступления, как показывает статистика, совершаются человеком той же расы, что и его жертва. Возраст — 25-27 лет По характеру преступления убийца принадлежит к типу людей, страдающих психозом. Это заболевание обычно начинает развиваться в подростковом возрасте. Должно пройти приблизительно 10 лет, чтобы болезнь достигла критической точки. Худой Большинство страдающих психозом плохо питаются.Холостой Больные этого типа не заботятся о личной гигиене и внешнем виде. Женщины не соглашаются жить рядом с таким человеком.Не служил в армии По состоянию здоровья.Рано бросил учебу Тоже из-за болезни.Безработный По той же причине он не может найти постоянного места работы, и ему приходится жить на пенсию по инвалидности. Водить машину он, следовательно, тоже не в состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что убийца живет в том же квартале, что и жертва.
Логикой руководствовался и наш соотечественник из Ростова-на-Дону, психиатр Александр Бухановский*, создавая один из самых знаменитых психологических портретов — профиль Андрея Чикатило. Если бы милиция прислушалась к психологу вовремя, не было бы ложных арестов и безвинно казненных по этому делу… И именно Александр Бухановский сумел «разговорить» Чикатило во время следствия.
Признание... заслуг
Знание тонкостей психологии позволяет профайлерам не только помогать в поиске убийц, но и добиваться от них — уже арестованных — признаний. Американский следователь Роберт Кеппел (Robert Keppel) рассказывает о тактике ведения одного допроса: «В Канаде исчезла 11-летняя девочка. Было известно, что какой-то мужчина пригласил ее сесть к себе в машину. Задержали подозреваемого. Нужно было пойти на хитрость, чтобы получить его признание. Я попросил полицейских связаться со мной, когда будет найден труп. Мне необходимо было узнать, что он сделал с девочкой. Оказалось, она была задушена, изнасилована, ее лицо было жестоко избито. Затем преступник лишь присыпал голову жертвы землей; тело осталось на поверхности. Я предположил, что убийца был сильно разозлен, но у него не хватило смелости обратить свою ярость на того, кто вызвал его гнев, и он выбрал беззащитного ребенка. Во время допроса выяснилось, что в день убийства его выгнала подруга. Она была субтильной женщиной маленького роста. Может быть, ее отказ и толкнул его на убийство? Я зацепился за это предположение и попытался внушить ему, что понимаю: его гнев был оправдан, больше того, девочка сама могла быть виновата в том, что с ней случилось. Эти слова и спровоцировали его — заставили вновь пережить приступ гнева, на что я и надеялся. И он признался...»
Создатели «Монстра»
В СССР и России метод профайлинга никогда не отрицался. Еще в застойные годы психологи составляли для спецслужб психологические профили прибывающих в страну иностранных лидеров... Сегодня психологи, помогающие следствию в самых сложных делах, работают во Всероссийском НИИ МВД. Несколько лет назад они разработали автоматизированную информационно-поисковую систему «Монстр» для создания психологического портрета преступника в делах о серийных убийствах. Поиск шел на основе комплекса признаков, описывающих событие и его основные криминалистические характеристики. Но на внедрение этой системы денег так и не нашлось. Нет в России и единой базы данных, где хранилась бы вся информация о серийных убийцах. Главное управление уголовного розыска МВД России несколько лет назад подготовило предложение в Генпрокуратуру РФ об отдельном порядке учета дел о серийных убийствах и создании отдельного банка данных хотя бы по новым делам. Решение по вопросу пока не принято…
«ОНИ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ ПРЕСТУПНИКА, НО И ДОБИТЬСЯ ОТ НЕГО ПРИЗНАНИЯ»
Другие страны были мобильнее и дальновиднее. В 1983 году руководство ФБР организовало при Академии ФБР Национальный центр изучения насильственных преступлений. Тогда же была создана единая национальная компьютерная база данных — ViCAP (Violent Crime Apprehension Programme) — база арестов за насильственные серийные преступления. В 1986 году в Великобритании была собрана компьютерная база данных по преступлениям, связанным с убийствами по сексуальным мотивам, и случаям похищения детей. Было установлено, что люди, совершившие подобные преступления, имеют общие черты, у них сходное семейное положение, возраст и другие особенности... Продолжение следует?
Об этом
На сайте www.trutv.com/library/crime, зарегистрированном телекомпанией Courtroom Television Network LLC (телеканал Court TV), создан уникальный раздел «Преступное сознание» (Criminal Mind). Он объединяет редкие факты, точную информацию, описывает опыт работы профайлеров во многих странах мира в разделах «Криминалистическая психология», «Профайлинг», «Судебные процессы и расследования». Вся информация на английском языке.