Каждый день в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) загружается более 80 миллионов фотографий. 1 миллиард 400 миллионов человек – 20% всего населения Земли – описывают детали своей жизни в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и ставят друг другу 3,5 миллиардов лайков. Похоже, цифры статистики убедительно демонстрируют, насколько мы все тщеславны и зациклены на себе, любимых.
Где причина, а где следствие?
Соцсети ли превращают нас, относительно скромных, в стаю нарциссов, жаждущих внимания и популярности? Или мы изначально, от природы, эгоцентрики?
Уже появились исследования, авторы которых утверждают, что выявили связь между ростом числа нарциссических расстройств (а такой рост отмечается, например, в США) и повсеместным распространением соцсетей. Обнаружена также прямая зависимость между числом виртуальных друзей у пользователя Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и выраженностью его нарциссических черт.
Однако психолог Сиаран Макмэхон (Ciarán Mc Mahon), директор Института кибербезопасности, считает, что связь между нарциссизмом и соцсетями далеко не такая однозначная. «Да, это правда, что за последние годы отмечен рост нарциссических расстройств и стремительно выросло число пользователей соцсетей. Но мы не можем однозначно сказать, что есть корреляция между этими двумя тенденциями. Может быть, дело в том, что в западной культуре повышается уровень нарциссизма, а социальные сети просто отражают это явление. И тогда можно предположить, что именно нарциссизм западного общества – причина популярности соцсетей».
«Если вы нарцисс, вы будете искать позитивного мнения о себе. Мир – ваше зеркало, и вы постоянно стремитесь получать подтверждения. И по этой причине вы будете очень подробно описывать свою жизнь в соцсетях», – продолжает психолог и психотерапевт Люси Клайд (Lucy Clyde).
Жизнь как контент для аккаунта
Яркий пример – 34-летний Джек П. За последние 10 лет ему удалось собрать около 60 000 подписчиков со всего мира в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и Twitter. Джек десятки раз в день проверяет свои аккаунты. По его собственным словам, он помешан на поддержании своего онлайн-образа. Сам себя он аттестует не как нарцисса, а как человека, который использует современные технологии, чтобы развивать свою карьеру и соответствовать ожиданиям своих поклонников.
«Иногда я часами думаю, что бы такое запостить. Чего хотят мои подписчики? Каким бы я хотел выглядеть в их глазах? Я считаю, что это очень продуктивная трата времени, потому что она принесла мне успех, славу и деньги, – говорит Джек. – Те или иные моменты своей жизни я оцениваю в зависимости от того, насколько это хороший контент для моих подписчиков. Когда я классно провожу время, для меня важней даже не наслаждаться в реальной жизни, а запечатлеть это и поделиться с подписчиками».
Искушение для миллениалов
Представители сетевого поколения (или миллениалы) особенно восприимчивы к отрицательному влиянию соцсетей. Молодые люди неизбежно проходят через нарциссическую стадию в возрасте от 17 до 21 года, когда они ищут свое место в обществе и утверждают свою независимость от родительской семьи. Нарциссические черты, вполне естественные для этого возраста, могут усугубляться воздействием соцсетей.
«Человек в этом возрасте очень зависим от мнения сверстников, – объясняет Люси Клайд. – Для него чрезвычайно важно, как на него смотрят другие люди. И одна из важнейших задач в этом возрасте – это создать позитивный образ себя в глазах других, производить благоприятное впечатление. Миллениалы, например, не пожалеют времени и сил, чтобы сделать идеальное селфи. Потому что оно будет висеть в интернете вечно. Установка на внешний эффект оказывает сильное давление на их разум и психику и может усилить изначальный нарциссизм. А какие-то нарциссические черты есть у каждого из нас».
Вместе с тем данные некоторых исследований показывают, что соцсети могут быть полезны в деле укрепления нашей самооценки. Мак Мэхон отмечает, что они позволяют пользователям примерить разные роли и найти для себя подходящее место в обществе. Но при этом он согласен, что они создают дополнительное давление на психику в возрасте, который и без того сложен.
И еще, отмечает Макмэхон, соцсети заставляют пользователей слишком многим делиться с посторонними: «Если у вас скучная страница, вы не получите никаких лайков. Но если вы размещаете у себя какие-то откровенные, провокативные посты, ваша популярность растет. Люди, у которых 5000 подписчиков, постоянно думают, что бы этакое запостить, чтобы вызвать бурный отклик».
Быть настоящим
Одна из проблем соцсетей заключается в том, что наша личность там предъявлена лишь частично, а не во всей полноте, считает Люси Клайд: «Мы стремимся показывать только позитивную сторону жизни, а все неприятные аспекты оставляем за скобками. Это приукрашенная картинка, из которой вычищена вся грязь, как будто ее и нет. На самом деле нашу сложную личность невозможно вместить в селфи или в 140 символов сообщения в Twitter. Если думать, что наши посты – это и есть мы, то мы перестаем видеть как свою сложность, так и сложность других людей. Человеку очень трудно быть настоящим, самим собой, и социальные сети тут не помогают, а только мешают».
«Люди ищут внешнего одобрения в соцсетях не просто так, тому есть некая глубокая причина, – продолжает Макмэхон. – Важно задуматься, чего не хватает этим людям внутри себя».
Подробнее см. на сайте газеты