Гендерное насилие влияет на физическое и психическое здоровье девочек и мальчиков, мужчин и женщин по всему миру. Гендерное неравенство связано не только с домашним насилием, но и с беспорядочными половыми связями у мужчин, курением и злоупотреблением алкоголем. Все это, в свою очередь, приводит к проблемам со здоровьем. Жесткие представления о мужественности и женственности могут способствовать принуждению к сексу.
«Если общество ожидает, что мужчины будут доминировать и проявлять агрессию, а женщины — вести себя пассивно, значит, предполагается, что заставлять женщин заниматься сексом — это нормально. Мальчиков, которые не ведут себя агрессивно, могут дразнить и унижать. При этом у них часто нет перед глазами ролевых моделей, в которых мужчины защищают и поддерживают девочек и женщин», — говорит руководительница исследования, специалист Института репродуктивного здоровья Университета Джорджтауна Ребека Лундгрен.
Она считает: необходимо, чтобы люди говорили об этих проблемах и обсуждали общественные нормы в семьях, школах, среди сверстников. Важно находить альтернативные способы проявления мужественности и женственности, — именно то, что может привести к крепким и здоровым отношениям.
Потребность понимать гендерные нормы и их связь с насилием не ограничена каким-то одним регионом или страной
«Трансформация гендерных ролей закладывает фундамент для уважительных отношений. Этот процесс должен начинаться в раннем возрасте, а продолжаться может всю жизнь, — считает Лундгрен. — В идеале стремление к изменениям должны исходить от родителей, бабушек и дедушек. Они должны задуматься, чему учат детей, когда говорят, что мальчики должны быть «большими и сильными», а девочки «заботливыми и мягкими».
Жесткие стандарты должны уйти в прошлое. Традиционные убеждения часто вредят и мужчинам, и женщинам. Считается, что «настоящие мужчины» должны много зарабатывать и обеспечивать семью, а если они не могут этого сделать, они недостаточно «настоящие». Потому мужчины испытывают сильное давление. Женщинам же предписывается поддерживать гармонию в семье, даже если платить за это приходится толерантностью к насилию.
Лундгрен и соавтор исследования Мелисса К. Эдамс считают: для того, чтобы предотвратить насилие, необходимо поставить перед собой глобальную задачу трансформировать стандарты общества. Необходимо выступать за новые модели маскулинности и феминности. Так будет формироваться среда, нетерпимая к насилию.
Лундгрен говорит, что общественные кампании и программы, которые обращаются и к мальчикам, и к девочкам, имеют больше шансов на успех, чем попытки взаимодействовать только с одним из полов.
В своем исследовании Лундгрен и Эдамс провели исследование в послевоенной Северной Уганде, где очень высок уровень гендерного насилия, инфекций, передающихся половым путем, и нежелательных беременностей.
Они говорили с мужчинами, женщинами и детьми, возвращавшимися в свои родные места, где два десятилетия шла война. Социальные и культурные потрясения фактически узаконили домашнее насилие. Однако эти люди отвечали исследователям, что хотят изменить культурные традиции и преодолеть гендерное неравенство.
Лундгрен подчеркивает, что понимать, как гендерные нормы связаны с насилием, это задача жителей всего мира.
«Необходимо помогать сообществам двигаться к равноправию полов. Это крайне важный шаг для предотвращения домашнего насилия. Для этого нужно уважать и признавать ценность каждого человека», — говорит автор.