Жестокость времени, поглотившего немало шедевров, тут ни при чем: Сократ отказывался записывать свои мысли, утверждая, что любой письменный текст профанирует первоначальную идею. И потому все, что мы знаем о Сократе, дошло до нас благодаря его современникам: философу Платону, комедиографу Аристофану и историку Ксенофонту. Но даже этого отраженного света достаточно, чтобы почувствовать, как же ярок был этот мыслитель – тот, кого Бертран Рассел именовал «первым из европейских философов».
Доброжелательная ирония в общении с учениками, спокойная доходчивость при изложении самых сложных мыслей, непреклонная стойкость перед лицом смерти – все эти черты помогают нам видеть в Сократе не просто икону западной мудрости, но живого, умного и современного человека. Но за обманчивой простотой Сократа таится второе дно, и здесь трудно подобрать слова более точные, чем те, которые сказал о нем один из его любимых учеников, Алкивиад: «В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом – что речи эти божественны и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства».
Его даты
- Ок. 470-469*: Сократ родился в Афинах, где и прожил всю жизнь. Его мать была повитухой – именно это обстоятельство вдохновило Сократа на создание метода майевтики.
- 432-429, 424, 422: участвовал в крупных сражениях и военных кампаниях в ходе Пелопоннесской войны, проявив при этом немалое мужество.
- 423: женился на Ксантиппе – будущей матери его троих сыновей. После этого вел жизнь философа, дискутируя с учениками и прохожими прямо на городских улицах.
- 404: отказался подчиниться Совету тридцати – выборным правителям Афин.
- 399: обвинен Анитом в отказе от общепринятых религиозных и нравственных норм и развращении юношества. Приговоренный к смерти, Сократ мог избежать ее, покинув Афины, но предпочел подчиниться приговору. В присутствии своих друзей он выпил яд цикуты.
* Все даты указаны в годах до н. э.
Пять ключей к пониманию
Отказаться от стереотипов
До Сократа античная мысль была догматична: любая теория строилась на базовой аксиоме, что накладывало значительные ограничения на ее приверженцев: весь ход их умозаключений был предопределен исходным тезисом. Первым мыслителем, отказавшимся от подобного способа рассуждения, был Сократ. Провозгласив свой главный принцип «Я знаю только то, что ничего не знаю», он признал, что никаких стереотипов для него не существует. Любое явление он рассматривал в широком контексте собственного интеллектуального и чувственного опыта – способ познания мира, не утративший актуальности и поныне.
Стремиться к истине
В отличие от своих современников-софистов, строивших рассуждения на риторических приемах и подмене понятий, Сократ ставил во главу угла точность в определениях. По его мнению, не указав, о чем идет речь, невозможно прийти к истине. Человек свободен в своих действиях и может выбрать любую стратегию поведения, а потому очень важно, чтобы выбор этот был озарен светом подлинной мудрости. Знание истины или готовность к ее постижению поможет нам не совершать зла, которое, согласно Сократу, не зависит от доброй или злой воли, но всегда является следствием незнания.
Познать себя
Фраза «Познай себя», начертанная на вратах святилища Аполлона в Дельфах, стала девизом Сократа. Познать самого себя – по Сократу значит постичь себя как нравственное существо, притом не только как гражданина, философа или, скажем, ремесленника, но как человека вообще – уникальную личность, живущую тем не менее по этическим законам, общим для всех людей. Отказываясь, в отличие от своих предшественников, от пристального изучения мифологии и физики, Сократ делал акцент на изучении внутренней жизни человека – именно она, по его мнению, является основой постижения внешнего мира.
Достичь мудрости через любовь
Человеку свойственно желать прекрасной и духовной жизни. И наиболее чистое выражение этого стремления – любовь. Только благодаря любви мы можем осознать, чего же нам недостает в реальности, и еще на шаг приблизиться к идеалу. Даже земное желание есть движение к высшему: так, Сократ обращает к философии красивого и легкомысленного Алкивиада, влюбляя его в себя. Занятия философией – тоже форма любви, неутолимого стремления к истинному знанию. Кстати, именно сократический взгляд на эту проблему предопределил судьбу всей западной философии: она не есть мудрость в собственном смысле слова, но лишь «любовь к мудрости» (от греч. philein – любить, sophia – мудрость).
Помочь другим
Собеседникам Сократа нередко казалось, будто он издевается над ними, заставляя усомниться в своих знаниях. Однако в действительности, заставив собеседника отвергнуть стереотипы, Сократ раскрепощает его ум, а потом, задавая вопросы, помогает самостоятельно породить истину (этот метод он называл «майевтикой» – «родовспоможением»). В том, чтобы подготовить окружающих к самостоятельному постижению сути вещей, состоит долг каждого, поэтому Сократ не брал денег с учеников.
Об этом
- Алексей Лосев. «История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон», Фолио, Аст, 2000.
- Феохар Кессиди «Сократ», Алетейя, 2001.