Конечно, на родителях лежит ответственность за эмоциональное и физическое здоровье детей. Однако не меньшее влияние на ребенка оказывает социум с его ценностями, устоями и историческим контекстом.
Ведь дети находятся не только внутри семьи, но и за ее пределами — посещают детский сад, школу, кружки и секции, общаются с другими людьми. Неудивительно, что общество называют «семьей семьи» или третьим родителем.
Как травмирует общество
Психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес как-то сказала: «Если семья семьи страдает разными болезнями, то и всем семьям этого общества придется бороться с теми же недугами». Это значит, что события культурной, экономической и политической среды влияют на наше состояние и становятся причинами психологических травм. Так, к примеру, дети, которые росли в 1990-е и видели, что их родители теряют работу, думают о будущем как о мрачной пугающей неизвестности.
Если ребенок живет в мире, где взрослые ничего не значат, то у него могут быть проблемы с самооценкой. И свое влияние здесь оказывают не родители, а социум, например, в лице отдельной компании, в которой обесценивают сотрудников. Ребенок видит состояние родителей, и у него возникает убеждение о собственной никчемности.
Баланс «материнских» и «отцовских» качеств
В здоровом обществе, как и в любой семье, существуют «материнские» и «отцовские» качества. Материнские — это забота и утешение, отцовские — понимание, соблюдение границ и равноценное соотношение власти и ответственности. Если в социуме этого нет или возникают перегибы в одну из сторон, то мы точно будем раниться.
Когда у ребенка возникают проблемы в школе, то многие психологические теории видят причину в родителях, которые, к примеру, много работают и не уделяют время семейному общению. При этом социум никак не рассматривается, а зря. Возможно, школа является «страшной матерью», где ребенок постоянно подвергается плохому обращению — высмеиванию, травле, пренебрежению. В такой ситуации даже самые замечательные родители не уберегут от психологических травм.
Школе, как социуму, важно одновременно быть доброй «матерью» и строгим «отцом». И если в учебном заведении отсутствует баланс этих качеств, то нельзя говорить, что все происходящее с ребенком — это только следствие неудач мамы и папы.
Баланс материнских и отцовских качеств необходим любой общественной системе: здравоохранению, культуре, образованию, производству, сфере услуг. Везде, где выстраивается коммуникация с человеком, важно грамотное сочетание этих качеств. Если его нет в социуме, то и в большинстве семей будет травмирующая обстановка.
Рекомендация родителям
Не вините себя за все происходящее. Мы не выбираем то, в каком социуме родиться. Если с головой уйти в вину за все на свете, то это может буквально парализовать и помешать нам выстроить доверительные отношения с ребенком.
Говорите о личных ценностях. Чем старше становится ребенок, тем важнее обсуждать систему ценностей, которой вы придерживаетесь. Это помогает быть в постоянном контакте с ребенком и сглаживать многие травмирующие моменты.
Будьте на стороне ребенка. Если в школе, секции, на детской площадке возникает конфликт, то важно в любом случае находиться на стороне ребенка. Если этого не происходит, то ребенок получает травму, ощущая, что весь мир против него.
Есть такая африканская пословица: «Ребенок, которого не обнимала деревня, сожжет ее, чтобы почувствовать тепло». Она говорит о том, что последствия влияния социума могут быть очень серьезными, поэтому не стоит их недооценивать.
Если ребенок не получил должной поддержки в обществе или, тем более, был подвержен буллингу продолжительное время, то велика вероятность формирования не только психологической травмы, но и черт абьюзивной личности (тирана). Во взрослом возрасте такой человек на бессознательном уровне может начать «мстить» за все унижения. И достанется, конечно же, его самым близким людям — жене, родителям, детям.
При этом важно помнить, что, хотим мы того или нет, мы все равно травмируем своих детей. Даже в самой чудесной семье и у самых осознанных родителей ошибки неизбежны. И здесь нужно только определить: мы хотим усугублять травмирующие моменты или концентрироваться на поддержке ребенка.